Дальше я хотел бы продемонстрировать эту табличку, подводя к извлеченным урокам и заканчивая свою презентацию, многие сегодня говорили о том, что не привлекательно инвестировать в такого рода проекты. Наши эксперты сделали маленькую модель, позволяющую рассчитывать или какая должна быть кредитная ставка, либо необходимая стоимость одной гигакалории, чтобы выйти на приемлемый период окупаемости, на приемлемый «пэй-бэк» период. Что у нас получается. Вот, например, столица у нас. Если мы хотим, чтобы до 5 лет был срок окупаемости, процентная ставка где-то в Казахстане, так же, как и в России, наверное, от 10 до 14 %, в лучшем случае 10, в худшем 14 и более, то одна гигакалория тепловой энергии должна стоить 2700 тенге. Сейчас для сравнения, она стоит 1900. В Караганде, соответственно, 5600 и 3500. Естественно, никто на такой тариф сразу не пойдет, ни одно антимонопольное агентство. Вот от этого нужно отталкиваться, формируя те или иные проекты. Наши эксперты предлагают поступить следующим образом: поднять не тариф, а норматив. Но не агульно поднять норматив для всех, потому что норматив для города какой-то одинаковый. Например, в Астане это 0,035 Гкал в месяц. Получается, что мы должны поднять норматив, именно приведя его к тому нормативу, который характерен для того или иного типа здания. Мне понравился сегодня доклад, в котором говорилось о том, что каждому типу здания разработал Фонд модернизации ЖКХ тот перечень энергоэффективных мероприятий, который должен быть. Так вот мы эту работу тоже начали совместно с нашим бенефециаром «Агентством по делам строительства и ЖКХ». Для города Караганды, например, разработана база данных по тем типовым панельным домам, которые стояли, сроились еще в советское время, которым требуются улучшения. И теперь второй этап – это разработка соответствующих мероприятий. А дальше мы подойдем к нормативу, и таким образом выйдем на то, что должно быть.
И последний слайд – три извлеченных урока, которые, я думаю, остро стоят у нас, чтобы реализовывать механизмы энергосбережения. Первое – это необходимость усиления нормативно-правовых рамок. Мы сегодня были свидетелями того, что в России проделана очень большая работа с момента выхода закона «Об энергосбережении». Разработана, подготовлена солидная нормативно-правовая база – нам это предстоит делать.
Вторая – это ключевая роль местных органов власти и потребителей энергии в организации работы по энергосбережению. Это еще более проблемная ситуация, потому что если законы мы напишем, утвердим и так далее, то работать с потребителями очень сложно. Мы выпустили в рамках проекта массу различной литературы, касающейся разъяснения ситуации. Это диски, это брошюры и так далее. Все они находятся на нашем web-сайте, кто интересуется, может посмотреть и взять необходимый материал совершенно без проблем. И конечно же, это необходимость активизации бизнес-структур по развитию рынка энергосервисных услуг. Если первое в Казахстане СКа создано, есть прецедент. Остальные компании тоже проявляют интерес, но с большими опасениями, потому что риск невозврата этих вложенных инвестиций все-таки высок в секторе ЖКХ, и особенно, в таком проблемном секторе, как сектор теплоснабжения.
Ну, и последний слайд – наши контакты. Внизу, последний web-сайт. Это сайт проекта «Программа развития ООН». И та электронная почта, которая существует. Спасибо.
Модератор: Большое спасибо! Еще раз заглянули немножко в будущее, посмотрели. Страна другая – проблемы те же. На этом мы закончили программу сегодняшнего дня. Как ни старались, две секции смогли в 3 часа все-таки уместить. Есть объявление. Александр Саулович, пожалуйста.
Вербицкий Александр Саулович: Коллеги! Вы получили в составе портфелей, которые у вас есть, вот такие бланки анкет. Пожалуйста, заполните их. И постарайтесь сдать. Причем это заполнение не столько в интересах нас, как организаторов форума, как в ваших интересах, чтобы мы могли по вашим адресам электронным или почтовым рассылать всю ту информацию, которая прозвучала сегодня здесь. В электронном виде, в печатном виде. Поэтому, пожалуйста, заполняйте обе стороны этого листочка и сдавайте организаторам. А теперь всех вас мы ждем чуть ниже этажом…
Модератор: Под нами зал, где мы обедали. Там встречаемся сейчас на приеме. До встречи.
Перейти на выступление:
Вихтюк Олег Викторович. О создании и функционировании управляющих компаний. Часть 1.
Вихтюк Олег Викторович. Часть 2.
Офрихтер Евгений Григорьевич - банкир Европейского банка реконструкции и развития. Часть 1.
Офрихтер Евгений Григорьевич. Часть 2.
Офрихтер Евгений Григорьевич. Часть 3.
Некрасов Борис Евгеньевич - представитель Международной финансовой корпорации. Часть 1.
Некрасов Борис Евгеньевич. Часть 2.
Миняев Илья Евгеньевич. О опыте IFC при работе с жилым сектором.
Варнавский Владимир Гаврилович - ведущий научний сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, член рабочей группы по государственно-частному партнерству европейской экономической комиссии ООН, доктор экономических наук.
Серков Алексей Владимирович - адвокатское бюро «Серков и партнеры». Тема доклада «Судебная практика по искам потребителей к энергоснабжающим организациям». Часть 1.
Серков Алексей Владимирович. Часть 2.
Вайнберг Аллен Анна Львовна - президент международного объединения «Солев».
Антипов Константин Алексеевич. О практическом опыте реализации проектов установки приборов учета в многоквартирных домах с использованием внебюджетных источников финансирования в соответствии с положением 261 Федерального Закона. Часть 1.
Антипов Константин Алексеевич. Часть 2.
Шапиро Михаил Александрович - генеральный директор ООО «Данфос». Часть 1.
Шапиро Михаил Александрович. Часть 2.
Лобанов Сергей Маратович - директор филиала «Челябинские тепловые сети», город Челябинск.
Белый Александр - менеджер проекта ПРООН ГЭФ - Программа развития ООН Глобальный экологический фонд, устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения на примере Казахстана. Часть 1.
Белый Александр. Часть 2.
Белый Александр. Часть 3.
Назад. Регламент форума
|