00-00-0000
О введении норм потребления электроэнергии в правительстве России задумались несколько лет назад. Постановлением № 1650р от 10 сентября 2012 года «Об утверждении комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в РФ» были определены сроки реализации этой идеи. С 2013 года соцнормы на электроэнергию должны были ввести в ряде пилотных регионов, а с 2014 года – по всей стране.
Социальные нормы предусматривают выделение каждому жителю России так называемого энергопайка, в пределах которого электроэнергия стоит чуть дешевле ранее действовавшего тарифа, а сверх – немного дороже. Порядок расчета энергопайков был определен в постановлении Правительства РФ №614 от 22 июля 2013 года «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». В соответствии с документом, величину соцнормы регионы должны устанавливать самостоятельно по статистике потребления 10 тысяч одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами. Для семей при этом были предусмотрены надбавки – по 50 кВт*ч на второго проживающего и по 20 кВт*ч на третьего, четвертого и пятого. Также правительство постановило, что разница между двумя тарифами – социальным и повышенным – не должна превышать 40%.
Введением социальных норм потребления коммунальных услуг планировалось решить сразу несколько задач:
снизить финансовую нагрузку на малоимущих граждан, переложив рост тарифов на более состоятельных россиян, расходующих большое количество электроэнергии;
побудить граждан экономить электричество;
снизить объемы «перекрестного субсидирования» населения промышленными предприятиями, когда завышенные тарифы для вторых компенсируют заниженные тарифы для первых.
«Социальная норма нужна, чтобы гарантировать большей части населения определенный объем электроэнергии в месяц по низкой цене, – считает председатель правления НП «Гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании» Наталья Невмержицкая. – Увеличение платежа произойдет для наиболее состоятельных граждан, которые используют больший набор электроприборов и способны оплачивать электроэнергию по себестоимости, а также потребителей, не соблюдающих элементарные правила энергосбережения (например, выключать свет, выходя из комнаты). Граждане, которые тратят электроэнергию разумно, либо будут платить меньше, либо их платеж сохранится на прежнем уровне».
1 сентября 2013 года социальные нормы на электроэнергию были введены в пилотном режиме в шести регионах России: Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях, а также в Красноярском и Забайкальском краях. Чтобы выяснить, действительно ли соцнормы помогают снизить платежи и насколько размеры энергопайков соответствуют потребностям населения, мы решили провести опрос на сайте. На вопрос «сколько Вы потребляете электроэнергии?» к настоящему моменту ответили 120 пользователей. Ответы распределились следующим образом:
вариант «меньше энергопайка» выбрали 15,8% респондентов (19 человек);
«почти столько же, сколько в пайке» – 3,3% (4 человека);
«больше энергопайка» – 23,3% (28 человек);
«не знаю, не считал» – 6,8% (8 человек);
«у нас еще нет энергопайков» – 50,8% (61 человек).
Таким образом, 32,2% респондентов, проживающих в регионах, где были введены энергопайки, соцнормы действительно позволили несколько снизить расходы на электроэнергию. В то же время для 47,5% социальные нормы потребления обернулись повышением платежей, а для 6,8% вообще не сыграли никакой роли. Еще 13,6% не стали утруждать себя подсчетами.
Свою статистику собрало также правительство. Еще 30 января 2014 года на совещании у премьер-министра были подведены итоги пилотного ввода соцнорм в шести регионах. Результаты эксперимента оказались не самыми воодушевляющими. Хотя в некоторых областях, например, в Ростовской в пределы соцнормы уложились от 70 до 90% потребителей, в других регионах инициатива правительства стала полным провалом. Так, в Таганроге энергопотребление 81% семей вышло за социальный лимит, установленный на уровне 96 кВт*ч. Вместе с тем в пилотных регионах удалось на три миллиарда рублей снизить перекрестное субсидирование, что, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, должны были ощутить представители малого и среднего бизнеса.
Так или иначе, от идеи массового ввода социальных норм на электричество по всей стране в правительстве отказались. Принятие решений о введении или невведении энергопайков отдали на откуп регионам, причем времени на раздумья выделили аж до 1 июля 2016 года. «На мой взгляд, решение о введении социальной нормы, ее корректировке регион должен принимать самостоятельно с учетом реального состояния дел в регионе: климата, доходов населения, состояния жилищного фонда, причем делать это можно будет в определенной временной перспективе. Обязаловки и тотального введения, я думаю, нам сейчас допускать нельзя ровно потому, что у нас нет абсолютно точных данных, что и как будет происходить», – заявил Дмитрий Медведев.
Также было решено повременить с запуском социальных норм на другие коммунальные услуги – водоснабжение и тепло. Счетчики на воду до сих пор установило только 60% населения, а саму идею социальных норм на отопление руководство страны вовсе сочло нецелесообразной. Как оказалось, в большинстве многоквартирных домов попросту нет технической возможности для реализации индивидуального учета тепла.
Вместе с тем отказ от обязательного введения соцнорм не означает, что расти коммунальные платежи не будут. Стоимость электроэнергии в регионах, где не станут вводить энергопайки, со временем приблизится к экономически обоснованной. Кроме того, не следует забывать об индексации тарифов, которая без учета введения социальных норм в 2015 году составит 8,5%, в 2016 – 6,5%, а в 2017 – 5,5%.
Пресс-релиз разместил Александр, компания Youhouse