ЖКХ и ТСЖ
О ТСЖ и ЖКХ В Контакте  О ТСЖ и ЖКХ на страницах Facebook  LiveInternet 
  Управление многоквартирным домом, ТСЖ и ЖКХ



Непосредственное управление
Управляющая компания
ТСЖ
ТСН







Красивые подъезды
Видеоролики о благоустройстве дворов




Ремонт и обслуживание
Ресурсоснабжение
Ресурсосбережение
Энергосбережение
Товары и услуги
Специализированное ПО
Разное (статьи о ЖКХ)




Тарифы в ЖКХ
Оплата ЖКУ
Ремонт на этаже







Какой процент от общей суммы дохода Вашей семьи уходит на оплату коммунальных услуг?
Менее 10% 0
10-20% 0
20-30% 2
30-50% 0
Более 50% 0






О сайте
Каталог ссылок
Партнеры


Яндекс.Метрика


Rambler's Top100
 

Реформа ЖКХ

  Резюме социологического исследования реформы ЖКХ


    15-18 июля 2005 г. Фонд «Коммунальная культура жизни» провел социологический опрос среди москвичей, для того, чтобы оценить их отношение к реформе ЖКХ. Опрос проводился методом телефонного интервью, в исследовании приняло участие 1000 человек – членов домохозяйств, которые лично оплачивают жилищно-коммунальные услуги либо участвуют в принятии решений по оплате коммунальных услуг. Организаторы опроса поставили перед собой задачу выяснить, что горожане знают о реформе ЖКХ, чего ожидают от нее и как относятся к различным ее аспектам.
    Реформа жилищно-коммунального хозяйства с разной степенью интенсивности обсуждается с 1992 года. В последнее время, в связи с принятием нового Жилищного кодекса и необходимых законодательных актов, процесс реформ ЖКХ заметно активизировался. Тем не менее, суть реформы по-прежнему остается тайной для большей части населения.
    Сегодня много говорится о том, что при проведении преобразований в стране необходимо учитывать общественное мнение. Но, как показывает опыт, в реальной жизни этого часто не делается. Опыт монетизации льгот, закончившейся бурными митингами, – яркий тому пример. Реформа ЖКХ является не менее важной темой, серьезно волнующей общество, поэтому властям очень важно знать настроения населения относительно проводимых преобразований.
    Однако, как показывает данный опрос, население до сих пор плохо информировано о реформах, в особенности о ближайших планах реформирования ЖКХ. Между тем, именно в рамках реформы ЖКХ надежный контакт с населением необходим. Более того, как считают многие видные эксперты в области жилищно-коммунальной экономики, сама реформа ЖКХ становится возможной только в случае активного участия в ней населения.
    Несмотря на то, что Москва – довольно благополучный город как в плане состояния жилищно-коммунального хозяйства, так и в плане социальной активности, проведенный опрос показал, что ситуация в сфере ЖКХ непроста. Даже на вопрос «Идет ли реформа в Москве?», население не имеет единого, четкого представления. Более 2/3 (почти 70%) опрошенных москвичей считают, что реформа в столице не начиналась или находится в самой начальной фазе. Только 29% считают, что реформа идет и достигла примерно середины.
    При этом пока большинство москвичей видит только негативные результаты реформы ЖКХ. Главным негативным результатом москвичи видят повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг; 90% респондентов отметили, что повышение цен ими ощущается реально. Причем примерно столько же (91%) относятся к росту цен негативно.
    Что касается позитивных результатов реформ ЖКХ, то их отмечает гораздо меньшее число москвичей. Так, 50% опрошенных (даже после обсуждения) затруднились назвать позитивные результаты реформы ЖКХ, на которые они могли бы всерьез надеяться. Среди оставшихся 50% большинство назвало желательным результатом реформ улучшение качества обслуживания (39%). Однако когда участникам был задан вопрос, видят ли они сейчас улучшения работы ЖКХ, только 21% опрошенных ответили положительно. При этом 86% респондентов хотели бы, чтобы это улучшение произошло (но около половины из них не верит, что это возможно).
    Есть и другие позитивные ожидания москвичей от реформы ЖКХ - повышение безопасности проживания, защита прав потребителей услуг ЖКХ, расширение спектра услуг, усиление роли граждан в управлении. Хотя москвичи реже называют их важными, они также оценивают их как весьма желательные (67-91% высказывается в пользу них). И при 62-85% опрошенных не видят этих желательных изменений сегодня. Так, 91% населения хочет и нуждается в повышении безопасности проживания как элементе реформы ЖКХ, однако о том, что это реализуется осведомлены только 38% опрошенных. Усиление роли жителей в управлении отмечает 21% респондентов, причем 67% на это рассчитывают. Защиту жителей как потребителей услуг ЖКХ в ходе реформы ощущают только 18% населения, хотя нуждаются в этом и хотели бы этого 88%. Появление новых коммунальных услуг наблюдают 15%, хотят этого – 74%.
    Проще говоря, кроме роста цен на услуги москвичи не видят иных результатов реформы ЖКХ.
    О приходе частного бизнеса в ЖКХ как важном направлении реформы знает около 26%. Однако у этого процесса противников пока больше чем сторонников: 42% против 33%. Таким образом, в целом мнение об участии частного капитала в коммунальной сфере сбалансировано. И возможно, этот аспект реформы в будущем будет восприниматься более позитивно.
    Каким образом в этих условиях горожане могут отреагировать на повышение оплаты услуг ЖКХ? В ходе опроса выяснилось, что подавляющая часть населения (61%) морально готова платить за услуги, если их стоимость увеличится на 50%. Будут платить, но начнут искать способы того, как снизить оплату за счет различных льгот, субсидий и т.д., – 26%. Доля тех, кто откажется платить или постарается найти более дешевое жилье, весьма незначительна. В сумме протестные голоса составляют 12%. Этот показатель, безусловно, значим, но по сравнению с размерами протестных групп при других условиях – невелик.
    Если плата за коммунальные услуги увеличится в 2 раза, лояльных плательщиков станет всего 38%. Озаботятся снижением квартплаты, прежде всего за счет различных субсидий, 31% москвичей; 3% начнут поиск более дешевого жилья. Значительная группа (29%) составит категорию протестно настроенных граждан: 3% намерены оплачивать лишь часть коммунальных платежей, 9% вообще откажутся платить, несмотря на возможные негативные последствия, 17% выберут разнообразные формы протеста (называли как возможное участие в акциях социального протеста, так и пока нечетно осознаваемое намерение примкнуть к группе неплательщиков).
    Если же плата за коммунальные услуги увеличится в 3 раза, то лояльных плательщиков останется менее 1/3 (30%). 28% горожан обратятся за субсидиями. Попытаются сменить квартиру по-прежнему лишь 3%. Оставшиеся 38% будут участвовать в различных формах протеста (из них не намерены платить за услуги – 14%, собираются оплачивать услуги частично – 3%, различные формы протеста станут выходом для 21% москвичей).
    Результаты опроса ясно показывают, что даже в Москве доля лояльных плательщиков очень невелика. При значительном росте стоимости коммунальных услуг их количество не превышает 40%. За субсидиями обратится около 1/3 (28-31%) населения, что, безусловно, станет тяжелой нагрузкой на городской бюджет. Поменять свое жилье на меньшее добровольно готовы всего 3% населения. Действительно, для большинства жилье – это единственная форма реальных накоплений, и потерять ее означает очень многое. В то же время 21% тех, кто в той или иной форме будет протестовать против повышения цен на коммунальные услуги, вместе с 10-15% тех, кто вообще откажется платить за услуги, представляет собой весьма серьезный показатель, демонстрирующий то, что реформа ЖКХ даже в Москве имеет существенную базу социального протеста.
    Неутешительны итоги опроса и по поводу других аспектов реформы, например ряда конкретных механизмов, которые должны быть запущены уже сейчас. Так, к 1 сентября 2005 г. большая часть домов в Москве должна быть оснащена счетчиками использования воды и тепла. Как показывает исследование, население не только не знает об этом, но даже не думает, что это будет сделано в ближайшее время: 64% населения считает, что установка счетчиков не будет произведена никогда или будет произведена не ранее, чем через 3 года. Это значит, что население даже не предполагает того, что оснащение квартир счетчиками является важным компонентом реформы. О запланированных сроках осведомлено лишь 5% населения. Оставшиеся называют различные сроки.
    Точно так же население относится к такому важному элементу реформ, как самостоятельный выбор управляющей компании. Согласно новому жилищному кодексу выбор должен быть сделан до марта 2006 года. В то же время 77% респондентов считают, что это произойдет не ранее чем через 3 года или вообще никогда не произойдет.
    Наконец, когда речь заходит о том, кого хочет видеть население в виде управляющей компании, почти 40% высказываются за взаимодействие с существующим ДЕЗом (Дирекцией единого заказчика). Доверие населения к другим, прежде всего к частным, компаниям пока невелико. Население готово довериться частным компаниям только при условии, что их услуги будут незначительно дороже, чем услуги ДЕЗа. Так считает 35% населения, которые готовы платить частным компаниям чуть больше чем ДЕЗу за качество, но совсем немного. 22% выберут частную компанию вообще только в том случае, если она предоставит услуги, стоимость которых будет ниже, чем услуги ДЕЗа. И только 2,8% готовы выбрать управляющую компанию, которая будет обеспечивать высокое качество услуг, при этом по высокой цене. Таким образом, рынок частных компаний, которые будут предоставлять коммунальные услуги населению, в Москве существенно ограничивается ожиданиями горожан и их готовностью платить за возросшее качество.
    Таким образом, в настоящее время реформа в Москве проходит параллельно и практически не соприкасаясь со сферой представлений о ней рядовых москвичей. Последние преимущественно боятся реформы, не доверяют ее методам, а если и готовы воспринимать нововведения, то в существенно ограниченном виде, обусловленном собственной реальной платежеспособностью и запросами. Конечно, население позитивно оценит многие элементы реформы ЖКХ, но только при условии эффективного их осуществления. А это накладывает на власти, которые проводят реформу, дополнительную высокую социальную ответственность.
    Опрос показал, что население плохо информировано о ключевых аспектах реформы, воспринимает их подчас весьма превратно, как чужеродные явления, полученные не в результате диалога с населением, а в результате кабинетной разработки. Отсутствие диалога – важное упущение в ходе реализации реформ, потому что формирует изначально предубеждение против действий властей.

Источник: Фонд «Коммунальная культура жизни»


забыли пароль? | регистрация




Каталог компаний
ЖКХ на карте
Каталог товаров
Каталог услуг
Доска объявлений
Работа в ЖКХ
Юридическая консультация
Форум







Новости ЖКХ
Решение проблем в ЖКХ
Образцы исков и жалоб
Порталы в помощь
Органы гос. власти
Жилищный кодекс
Издания о ЖКХ
Анонсы изданий
Семинары
Выставки