|
|
ЖКУ
|
Учет ЖКУ: внедрение новых технологий
В условиях повышения цен на энергоресурсы и снижения запасов источников для выработки различных видов энергии, а также исчерпаемости водных ресурсов остро встают вопросы ресурсосбережения. Одним из элементов ресурсосбережения является установка приборов учета. Внедрение приборов учета воды, газа и тепловой энергии также входит в систему показателей оценки реализации Подпрограммы «Реформирование и модернизация ЖКК РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы. Кроме того, применение приборов учета является методом предотвращения необоснованных расчетов (не за фактически потреблённые объемы) по коммунальным ресурсам.
Одним из основных сдерживающих факторов развития данного направления ресурсосбережения и модернизации жилищного фонда является отсутствие простых механизмов взаимодействия, позволяющих производить расчеты по установленным приборам учета. Действующие системы взаиморасчетов не отвечают требованиям прозрачности и удобства для потребителей и оставлены на усмотрение ресурсоснабжающих организаций. В результате чего потребители вынуждены ходить от одной инстанции к другой в поисках информации о том, как и с кем необходимо взаимодействовать, чтобы произвести установку и расчет по индивидуальному прибору учета. Ситуация осложняется тем, что и ресурсоснабжающие организации, и существующие расчетные центры должны руководствоваться общим порядком взаимодействия и расчетов, утверждаемым на уровне органа местного самоуправления. Однако в большинстве муниципальных образований либо не разработаны методики, либо имеющиеся методики до конца не доработаны и на практике приводят к еще более сложным ситуациям.
Действующее федеральное и региональное законодательство содержит только положения об обязательности приборного учета. Порядок взаимодействия потребителей и поставщиков при организации учета должен быть установлен на уровне муниципальных образований. Существование различных комбинаций приборов учета на объектах зданий обуславливает блок вопросов, связанных с распределением учтенных объемов между конечными потребителями. Например, порядок взаиморасчетов в условиях работы общедомового и поквартирных приборов учета, а также в условиях отсутствия одного из таких видов приборов.
Учитывая возрастающее значение данного вопроса, Департамент ЖКХ Тюменской области с целью упорядочения отношений оплаты за коммунальные ресурсы при массовой установке приборов учета взял на себя разработку соответствующих методических указаний. Для участия в работе также были приглашены специалисты Консалтинговой группы «Лекс».
В основу методических рекомендаций положены простые и удобные схемы взаимоотношений граждан, проживающих в многоквартирных домах, и управляющих компаний по расчетам за потребленные ресурсы при различных комбинациях приборов учета. Схемы предусматривают и возможное участие расчетных центров.
В рамках методических рекомендаций предложены методики распределения показаний общедомовых приборов учета между гражданами, проживающими в многоквартирных домах при отсутствии у них поквартирных приборов учета; определены правила расчетов расходов на общедомовые нужды и т.п.
Необходимость данного документа не вызывает сомнений. Однако только в силах органов местного самоуправления навести порядок в регулировании данных взаимоотношений путем утверждения на своей территории не только методики расчетов, но что не менее важно, и методики перерасчетов при организации приборного учета.
09.12.2005 Наталья Сандалова, специалист Консалтинговой группы «Лекс»
|
|
|
|