ЖКХ и ТСЖ
О ТСЖ и ЖКХ В Контакте  О ТСЖ и ЖКХ на страницах Facebook  LiveInternet 
  Управление многоквартирным домом, ТСЖ и ЖКХ



Непосредственное управление
Управляющая компания
ТСЖ
ТСН







Красивые подъезды
Видеоролики о благоустройстве дворов




Ремонт и обслуживание
Ресурсоснабжение
Ресурсосбережение
Энергосбережение
Товары и услуги
Специализированное ПО
Разное (статьи о ЖКХ)




Тарифы в ЖКХ
Оплата ЖКУ
Ремонт на этаже







Какой процент от общей суммы дохода Вашей семьи уходит на оплату коммунальных услуг?
Менее 10% 0
10-20% 0
20-30% 2
30-50% 0
Более 50% 0






О сайте
Каталог ссылок
Партнеры


Яндекс.Метрика


Rambler's Top100
 

Наукоемкие технологии в сфере ЖКХ




    Для местного бюджета финансирование работ по обслуживанию и содержанию жилого фонда образует существенный центр затрат, который важно сбалансировать в процессе бюджетирования. Потребители в отношении таких услуг заинтересованы скорее в повышении качества, чем в снижении стоимости. Один из основных путей к повышению качества с одновременным снижением стоимости таких услуг - применение наукоемких технологий.
    Наукоемкие технологии могут улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг через применение:
1. новых наукоемких диагностических систем и технологий, позволяющих вовремя предупредить или избежать аварии, проанализировать состав подаваемых ресурсов, снизить перепады в сетях и непродуктивные потери подаваемых ресурсов; сократить время ремонта и модернизации трубопроводов, увеличить период службы сетей;
2. информационных технологий для сбора, преобразования и хранения полученных данных, принятия обоснованных оперативных управленческих решений.
    Как правило, такие разработки одновременно снижают стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг. Приоритет принадлежит наиболее затратоемкому электро-, водо- и теплоснабжению.
    Удельное водопотребление в жилищном фонде значительно превышает технически обоснованное и в целом в 2-2,5 раза больше среднеевропейского. Дело не только в отношении потребителей, но и в расчетах. При отсутствии счетчиков воды начисления за водоснабжение устанавливаются исходя из установленных нормативов, позволяющих покрывать непроизводственные потери в сетях, в т.ч. сверхнормативные, за счет потребителей - "бесприборников" и бюджета. Причем потери во внедомовых сетях составляют ежегодно значительный процент от всего объема поданной воды (около 20 %). По мнению специалистов резервы экономии за счет тепло-, водо- и энергосберегающих проектов могут достигать 50 %.
    К факторам, сдерживающим внедрение энергосберегающих мероприятий, относится сохранившийся до сих пор отраслевой подход к экономии ресурсов. Стоимость строительства не связывается с последующими расходами на эксплуатацию зданий и сооружений. Между тем сами затраты на строительство дома составляют в среднем 3-5 %, а дисконтированные издержки на ремонт, освещение и пр. - 95-97 %.
    По подсчетам ученых Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова 30 % непроизводственных потерь тепла происходит внутри дома и 70 % - на источниках теплоснабжения и инженерных сетях. Уменьшение энергопотребления в жилом фонде может достигать 40 % за счет утепления ограждающих конструкций, модернизации оконных и дверных заполнений, систем вентиляции и др.
    Известный тезис теории качества "чтобы чем-то управлять, необходимо это что-то сначала измерить" весьма актуален и для энергоресурсосбережения. Тепло- и водосчетчики в жилых домах позволяют не только учесть потери ресурсов, но и сократить их.
    Помимо исключения оплаты сверхнормативных потерь во внедомовых сетях потребителями выделяются несколько критериев эффективности установки тепло- и водосчетчиков:
1) нивелирование превышения нормативного потребления над фактическим;
2) приведение в соответствие рассчитываемой тепловой нагрузки реальной (например, неработающая, но оплачиваемая вентиляция);
3) экономия ресурсов потребителями (регулирование комнатной температуры не с помощью форточки, а через систему с множественностью режимов, позволяющих снижать температуры в ночное время, при отсутствии жильцов);
4) предупреждение или быстрая ликвидация аварий при выявлении утечек, перепадов в давлении и пр., сохранение сетей.

    Аналогично, электронные таймеры на приборах отопления а административных зданиях могут позволить отключать отопление в выходные, праздничные дни или ночью. Такие приборы сэкономят значительные бюджетные средства.
    Помимо счетчиков для улучшения работы систем тепло- и водоснабжения потенциал наукоемких технологий может реализоваться в :
1) новых технологиях тепло-, гидро- и антикоррозийной защиты металлических трубопроводов, особенно горячего водоснабжения;
2) снижении теплопотерь через оконные и дверные блоки с помощью покрытий, отражающих инфракрасные лучи, а также установки домофонов (в т.ч. с электронной пропускной системой в виде пластиковых карточек);
3) разработке бестраншейных технологий ремонта и восстановления сетей (цементно-песчаная облицовка и др.) и изготовлении отечественного оборудования, позволяющего их реализовать;
4) применении в системах отопления автоматических воздухоотводчиков, автоматизированных систем управления городским водопроводом;
5) реконструкции тепловых пунктов с помощью автоматизации, телемеханизации, регулируемых приводов теплообменников с микропроцессорным управлением, высокоэффективного теплообменного оборудования;
6) создание оптимальных режимов работы насосов на ЦТП с помощью частотно-регулируемых электроприводов, что позволяет значительно снизить расход воды и электроэнергии;
7) внедрении компьютеризированных систем контроля энергопотребления;
8) использование нетрадиционных источников энергии (солнца, ветра, низкопотенциального тепла стоков на очистных сооружениях), установки современных автоматизированных агрегатов вместо энергоемких котлов;
9) создании электронных паспортов домов, участков тепловых сетей в виде баз и банков данных по жалобам жителей, отдельно по результатам диагностики сетей, определяются места сверхнормативных тепловых потерь, прогнозируется их развитие и определение приоритетов ремонтных работ, что позволит вовремя предупредить или избежать аварии;
10) в установке датчиков пожарной и охранной сигнализации в инженерных системах, автопожарных систем, устройств защитного отключения энергоустановок от сети, в случаях перенапряжения на вводах в жилые дома, утечки тока из-за повреждения изоляции, возгорания, износа; датчиков химического состава подаваемой воды; новых безвредных для здоровья и окружающей среды фильтров очистки воды; новых высокоэффективных составов и методов очистки коммунальных систем и пр.

    Как правило, преобразования должны носить комплексный характер, например, частотно-регулируемые электроприводы нагнетателей на ЦТП включают установку системы автоматического управления с целым комплексом оборудования (адаптеры сети, ключи управления, приборы и датчики, панель оператора и пр.), именно такой комплекс дает значительную экономию средств.
    Потенциал электроники может реализоваться при внедрении нового наукоемкого оборудования и материалов высокой надежности в городских электрических сетях, АСУ наружного и внутриподъездного освещения, применении экономичных ламп и светильников.
    Что касается жилищного хозяйства, то по проведенному анализу бюджетных расходов на ЖКХ значительную и растущую долю в них составляют ремонтно-эксплуатационные предприятия (РЭУ), в платежах населения эти расходы составляют около 8 %. функционально-стоимостной анализ деятельности РЭУ показал, что существует дисбаланс между относительной значимостью и расходами на функцию "обслужить придомовую территорию". Для урегулирования ситуации необходимо использовать средства малой механизации. Наукоемкие предприятия могут изготавливать электронную "начинку" для газонокосилок, электрических кусторезов, многофункциональных минитракторов и других многоцелевых машин и механизмов для уборки тротуаров и придомовых территорий.
    С каждым годом растут расходы на лифтовое хозяйство, т.к. число выработавших свой ресурс лифтов увеличивается. Модернизация главного электропривода, позволяющего продлить срок службы лифта, энергосберегающие лампы, микропроцессорная система управления пассажирскими лифтами, автоматизированные системы дистанционного контроля и управление инженерным оборудованием - лишь немногие меры, направленные на снижение затрат, которые могут стать заказом для электронных предприятий.
    Зимняя уборка городов может быть улучшена с помощью применения систем компьютерной дозировки подачи реагентов, в т.ч. жидких, а также предварительное их увлажнение, позволит не только уменьшить вред, наносимый окружающей среде, но и сократить расход реагентов (более чем в 2 раза), а следовательно затраты на борьбу с гололедом.
    При санитарной очистке городов могут применяться новые технологии по переработке, утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), а также наукоемкое оборудование для мусороперерабатывающих заводов, которые позволят повысить качество работ и одновременно снизить их стоимость.
    Потенциал электронной промышленности, реализованный в применении информационных технологий, способен повысить эффективность работы по уменьшению задолженности, привести к снижению расходов, связанных с начислением и сбором коммунальных платежей при постоянно меняющихся тарифах. Примером их применения могут быть глобальные сети с обменом информацией по каналам связи и созданием баз данных, обработкой платежей с использованием штрих кодирования, программное обеспечение работы с неплательщиками с записью разных голосовых сообщений, автодозвоном, определение факсимильных аппаратов, модемов и АОНов, выявление возможных нелегальных квартиросъемщиков и пр.
    Для оценки применения реальных или потенциальных разработок электронной промышленности в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо использовать коэффициент наукоемкости, показывающий стоимость наукоемкой продукции, используемой в ЖКХ, на тысячу жителей, кв. м жилой и/или общей площади территории. Расчет показателей позволяет прогнозировать потребность и структуру необходимых вложений, анализировать чувствительность показателя к различным внешним и внутренним факторам, производить сравнение разнородных муниципальных образований и пр. для этого показатель отслеживается в разрезе подотраслей ЖКХ (электро-, водо-, теплоснабжение, техническая эксплуатация и содержание жилого фонда и придомовой территории, утилизация отходов и др.); сфер использования разработок (для управления и/или контроля прохождения информационных, материальных и финансовых потоков); типов инвесторов внедрения наукоемких разработок в ЖКХ (местная администрация, банк, население, строительная организация, предприятие ЖКХ и пр.).
    Таким образом, единственно возможный путь сокращения затратоемкости и дотационности жилищно-коммунальной отрасли - это применение наукоемких технологий. Только они позволяют значительно снизить стоимость коммунальных услуг с одновременным повышением качества. Приоритет в реализации потенциала электронной промышленности в ЖКХ принадлежит разработке различных модификаций водо-, теплосчетчиков, новых частотно-регулируемых электроприводов для ЦТП и теплообменников, диагностического оборудования, а также систем автоматического управления. Однако проекты, связанные с разработкой и производством наукоемких товаров требуют значительных капитальных вложений. В силу ряда причин применение традиционных инвестиционных схем в данном случае является ограниченным. Финансирование подобных проектов обеспечивается привлечением максимального количества заинтересованных участников.
    Сегодня акцепт в развитии городской инфраструктуры, в т.ч. при применении наукоемких технологий, делается на бюджетные средства. Между тем существует множество заинтересованных сторон, которые могут стать инвесторами или гарантами такого проекта. Два обязательных участника наукоемких проектов, обеспечивающих спрос и предложение в наукоемком проекте - это предприятия ЖКХ и электронной промышленности. Третьей заинтересованной стороной в реализации таких проектов являются органы местного самоуправления. Они владеют реальными рычагами жилищно-коммунальных преобразований ввиду их приближенности и заинтересованности в решении проблем конкретного муниципального образования, а также финансовой и административной зависимости предприятий ЖКХ от местных органов.
    Таким образом, выделяются три стороны, заинтересованные в реализации наукоемких жилищно-коммунальных проектов: электронное и коммунальное предприятия, органы местного самоуправления (может быть вовлечено несколько уровней, например района и округа). Хотя администрация муниципального образования готова выделять средства на внедрение ресурсосберегающих технологий, но объема выделяемых бюджетных ресурсов для таких капиталоемких мероприятий недостаточно.
    Вовлеченной стороной может также являться строительная организация. Это обусловлено как экономическими, так и административными условиями. Во-первых, применение новых наукоемких технологий способно повысить стоимость строящегося объекта в результате снижение будущих эксплуатационных издержек. Ярким тому примером являются ресурсосберегающие технологии. Указанный фактор станет реальным экономическим рычагом вовлечения застройщиков в проекты ЖКХ, если стоимость квадратного метра жилья будет увязываться с последующими расходами на эксплуатацию. Тогда эффективное внедрение наукоемких технологий станет конкурентным преимуществом на рынке жилья. Во-вторых, в странах с рыночной экономикой применяются следующие административные формы участия застройщиков в развитии городской инфраструктуры: плата в натуральной и денежной форме, договорные отчисления, фиксированные сборы. В России широко распространены плата за подсоединение к инженерным сетям и договорные отчисления, однако получаемые ресурсы не резервируются на отдельном счете и не имеют целевого назначения под планы модернизации городской инфраструктуры. Введение сборов, практикуемых на Западе, в российских условиях ограничено следующими факторами:
1) частные строительные фирмы могут уйти с рынка, где вводятся такие сборы;
2) существует опасность оттока капитала в другие отрасли с более высокой нормой прибыли;
3) господство монополий в строительной отрасли, что обусловлено и объективными причинами (ярко выраженный эффект масштаба, т.е. снижение удельных издержек при увеличении объемов строительства, особенно типового);
4) отсутствие четкого разделения между строительством и управлением ЖКХ.

    Несмотря на многообразие сборов на развитие инфраструктуры, в конечном итоге их будут оплачивать покупатель или арендатор недвижимости. При этом высокие цены на жилье и низкая платежеспособность населения не позволяют копировать опыт западных стран. Те же причины ограничивают введение прямой оплаты потребителями капитальных затрат на развитие ЖКХ путем увеличения жилищно-коммунальных платежей на реновацию и ремонт.
    Финансовые ресурсы на реализацию наукоемких проектов можно привлечь в основном через банковские институты. Привлечение внешних источников финансирования, кроме того, увеличит рентабельность проекта посредством эффекта финансового рычага.



забыли пароль? | регистрация




Каталог компаний
ЖКХ на карте
Каталог товаров
Каталог услуг
Доска объявлений
Работа в ЖКХ
Юридическая консультация
Форум







Новости ЖКХ
Решение проблем в ЖКХ
Образцы исков и жалоб
Порталы в помощь
Органы гос. власти
Жилищный кодекс
Издания о ЖКХ
Анонсы изданий
Семинары
Выставки