Львиная часть проблем любого многоквартирного дома, вызванных недостаточно квалифицированным обслуживанием здания Управляющей Компанией (УК) - это проблемы кровли. Кровля - это, по существу, защитная конструкция, призванная предотвращать проникновение влаги от осадков в жилые помещения и способствующая долговечности здания.
Проблемы с покрытием кровли возникают при нарушении технологий укладки, механических повреждениях (например, вследствие урагана) и просто в связи со старением материалов. Жильцы обычно либо пытаются самостоятельно латать бреши в кровельном покрытии, либо занимаются пререканиями с Управляющей организацией, которая зачастую не желает или не умеет правильно подойти к проблеме. Следствием телефонных споров являются многочисленные протечки и стрессовое состояние жильцов, помноженное на месяцы. С нерадивым органом от ЖКХ можно бороться только юридически грамотными действиями и с помощью муниципальных органов управления и прокуратуры.
Разрешаем ситуацию Шаг 1. Пишем заявление в УК. Претензии высказываются только письменно. Необходимо два экземпляра жалобы, один из которых остается у заявителя. Стиль изложения - деловой: только факты, без эмоций. Если среди жильцов есть специалисты по делопроизводству или юристы, лучше обратиться за помощью в составлении документа к ним. Можно взять за основу готовое клише (например, здесь http://gkh-topograph.narod.ru/complaint-examples.htm) и снабдить его нужными фактами. Можно написать заявление и от руки, и напечатать.
Заявление обязательно должно содержать данные адресата, должность и фамилию лица, к которому пишется обращение, а также данные заявителя, его подпись и дату. Обязательно нужно зарегистрировать документ в секретариате/канцелярии: необходимо наличие входящего номера, подписи и даты приема документа на экземпляре заявителя (его он хранит у себя). Если нет возможности придти лично, можно отправить документ почтой с уведомлением о вручении (тогда подтверждением получения будет квитанция с отметкой). Срок ответа - месяц.
Шаг 2. Идем в вышестоящие инстанции. Отсутствие ответа, ненадлежащий ответ и непринятие мер - основание для обращения в контролирующие структуры: региональный Роспотребнадзор, Союз потребителей, местную Жилищную инспекцию, Администрацию или же Прокуратуру и даже суд. Пишется новое заявление в двух экземплярах, визируется по указанной выше схеме, к заявлению прилагаются копии документов по делу (в том числе переписка с УК). Суд - обычно конечная инстанция, поскольку за исполнением его решения следят судебные приставы.
Шаг 3. Изучаем СНиП и ГОСТ. Пока ваше заявление рассматривают - а на это уходит месяц - стоит подробно изучить нормативы и стандарты, которые должны соблюдаться при устройстве и реконструкции кровли. Кровли бывают разных конструкций, различаются типом покрытия, но требования к их устройству прописаны. Их можно найти здесь: http://www.aek-stroy.ru/zakon/snip/1.html, http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/3/3134/index.htm. Пусть вы не уловите всех тонкостей, принципы устройства кровли вы усвоите.
Шаг 4. Чиним кровлю. Кровля - сложная конструкция, требующая целого комплекса работ, перед проведением которых необходима профессиональная экспертиза и составление проекта и сметы. Важно не пускать дело на самотек - не привлекать к ремонту кровли случайных людей (шабашников, гастарбайтеров): в этом случае правило о скупце, платящем дважды, работает стопроцентно - халтура быстро себя проявит и придется тратиться на переделку. Помните: только организация, специализирующаяся на ремонте кровли, знает все нюансы кровельных работ и может здраво оценить затраты и качественно произвести реконструкцию или полную замену кровли. Оптимально работать по договору, оговаривающему ответственность за брак - в случае с гастарбайтерами отвечать будет некому, ведь устная договоренность не имеет юридической силы. Настаивайте, чтобы ваша УК заключила договор подряда со специализированной фирмой: ведь именно жильцы-собственники утверждают смету и расходы поименным голосованием.
Шаг 5. Принимаем работу. Любая работа принимается по Акту и для ее принятия возможно присутствие Председателя домового совета или его членов. Можно пригласить и эксперта со стороны, оплатив его работу. Акты составляются в двух экземплярах, причем один остается у заказчика и служит основанием для возможного выставления претензий и обращения в суд.
Шаг 6. Возмещаем ущерб. Протечки наносят ощутимый вред как личному, так и общедомовому имуществу, но часто и владельцы жилья боятся требовать устранения из последствий, и Управляющая организация добровольно это делать не торопится. Комиссия, состоящая из представителей Совета дома, УК и (при разногласиях) Госжилинспекции, должны Актом установить факт протечки, определить ее причину (повреждение кровли, некачественно выполненный ремонт кровли).
Если о сумме возмещения договориться не удалось, то приглашается оценщик. Независимым оценщиком производится оценка поврежденного имущества (подробно - здесь http://imright.ru/analitika/vozmeshhenie-ushherba-prichinennogo-zalivom-kvartiry/), на основании его расчетов производится возмещение ущерба, что закрепляется письменным соглашением о возмещении вреда, заверяемом у нотариуса. Если виновный (УК, подрядная организация) добровольно возмещать отказывается, дело передается в суд, где можно к сумме реального ущерба присовокупить судебные издержки и моральный ущерб.
Действуя в соответствии с требованиями Закона, можно добиться должной защиты своих прав даже у самой недобросовестной Управляющей компании. Помимо обращения в официальные инстанции, можно поднять шум в СМИ, попросив их контролировать процесс. Расторгнув досрочно Договор с УК, с нее также можно произвести взыскание - не только силами собственников жилья, но и с помощью юриста новой УК, которому необходимо передоверить права на ведение дела.