Когда небо затягивается тучами, в воздухе пахнет сыростью, а с неба срываются мокрые капли или наоборот, после зимней спячки выглядывает солнышко и начинает таять снег, становится тоскливо на душе и хочется поскорее спрятаться в теплой и уютной квартире. Но не у всех это желание осуществляется, многие люди, вместо тепла и уюта получают заплесневелые стены, холод и протекающий потолок, который способен не только испортить настроение и здоровье, но и привести в негодность имущество.
Сразу вспоминаются огромные коммунальные счета, бездействие управляющей компании и возникают вполне разумные вопросы: кто возместит этот ущерб и что необходимо предпринять для этого? На первый взгляд решение этих вопросов нужно искать у коммунальщиков, но не так легко добиться от них ремонта кровли, а тем более возмещения материального ущерба. Из года в год тысячи жителей верхних этажей многоквартирных домов сталкиваются с такими проблемами, оборачивающиеся настоящей «войной» с ЖКХ. Причем эта животрепещущая тема затрагивает как жителей маленьких городов, так и нашей столицы. Например, жители небольшого города Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа рассказали о своей беде журналистам:
Этот список можно продолжать до бесконечности, ведь данные проблемы существуют в каждом городе, так как местные коммунальщики, которые халатно относятся к своим обязанностям, всячески пытаются их вообще не выполнять. Бороться за свои права нужно, но необходимо делать это грамотно и без спешки. Посмотрим, что нам говорят законы, в частности «Жилищный кодекс РФ», статьи 36 и 162, и «Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом помещении». Там сказано, что управляющие компании обязаны содержать и ремонтировать общедомовое имущество многоквартирного дома (в нашем случае крышу). Согласно Постановлению Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, если управляющая компания не выполнила свои обязанности, то она несет ответственность за ненадлежащее содержание и несвоевременный ремонт кровли. По закону РФ «О защите прав потребителей» (статья 4), и статьям 40 и 42 «Постановления Правительства РФ» от 13.08. 2006 года, «Жилищного кодекса РФ», коммунальщики должны устранить протечку крыши в течение одних суток. Но это все в теории, а на практике эта проблема может длиться годами и жильцы, оббивая пороги чиновников, ходят по всем инстанциям, нередко возвращаясь в те же кабинеты. Многие эксперты считают ошибкой обращение жильцов в средства массовой информации, так как это может затянуть решение проблемы, но если зарвавшиеся коммунальщики всячески затягивают решение ваших вопросов, и вы видите, что круговая гонка по инстанциям только отнимает у вас время и нервы – смело обращайтесь на телевидение и вам обязательно помогут.
Но, возможно, вам достаточно будет правильно написать и отправить претензию или жалобу, но только заказным письмом, или отнести его самому в управляющую компанию, не забыв отметить входящий номер, поставить печать организации. Форма претензии следующая: в правом верхнем углу пишем реквизиты и адрес организации, фамилию руководителя, а также свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания. Далее в основном тексте необходимо указать, что я такой-то, своевременно оплачиваю коммунальные услуги, однако не все они соответствуют официальным нормативам. Далее, необходимо перечислить нарушения со стороны исполнителя с требованием немедленного устранения с обязательным ответом в письменном виде. Следующим действием может быть составление акта-претензии с подписью хотя бы двух соседей, который вы также сдаёте в управляющую компанию. Если работники ЖКХ продолжают молчать, то ксерокопии всех этих документов, вместе с заявлением можно отправить в местные органы власти, жилищную инспекцию региона или суд, так как нарушаются «Закон о защите прав потребителя» и «Закон об обращении граждан».
Теперь о возмещении ущерба. Как правило, управляющие компании отказываются возмещать ущерб от протечки крыши и тут, скорее всего, придется обратиться в суд. Но для того, чтобы решение суда решилось в вашу пользу, необходимо подготовить все документы, подтверждающие ваши слова, а так же иметь хороших свидетелей – ваших соседей, которые смогут подтвердить ваши слова и сложившуюся ситуацию в целом. Также нужно приложить фотографии кровли с местами протечки и порченого имущества и акт независимой оценочной компании с выявленным объёмом ущерба и сметой последующего ремонта. Если компания отказывается принимать претензию, нужно выслать её заказным письмом. Дальше можно обращаться в прокуратуру, суд, губернатору, жилищную инспекцию. Можно потребовать и возмещения вреда здоровью. Одним словом - закон на вашей стороне.