|
|
Бытовые отходы. ТБО
|
Экология среднестатистического города зависит большей частью не только и не столько от техногенных факторов, сколько от бытовой культуры населения и состояния коммунального хозяйства. Вряд ли авторы открывают здесь что-то раньше не известное. По традиции можно сослаться даже на Указ Петра I "О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки" от 09.04.1699.
Эта проблема не только Москвы. С такими же вопросами сталкиваются и другие города России - большие и малые. Известно, что уже ряд лет приводит в порядок свои улицы и площади Ростов-на-Дону. Пытаются решить проблему чистоты Саратов и Орел.
Состояние свалок и полигонов бытовых отходов в этих городах редко соответствует действующим нормативам. Поэтому, положительная оценка по санитарным показателям полигона ТБО в Северо - Западной промзоне г. Ростова воспринимается как приятное исключение. Положение аналогичных объектов в других городах Ростовской области - Аксае, Шахтах, Каменске, Волгодонске и др. - весьма плачевное. Нуждается в закрытии громадная несанкционированная свалка в районе аэропорта г. Саратова. Длительное время горит свалка лигнина в г. Зима: гибнет ценнейший продукт для получения компоста, удобрений, абсорбентов и т.д. Аналогичные свалки существуют и в других городах Сибири. Большое число неорганизованных свалок обнаруживаются вокруг Волгограда, Ижевска, Владивостока. Многочисленные публикации в газетах, по радио и телевидению всячески стараются обратить внимание общественности на потенциальную ценность свалок - непременного компонента жилищно-коммунального и промышленного секторов муниципальной деятельности. Одновременно отмечается, что главная экологическая угроза исходит от органической составляющей ТБО и в первую очередь от пищевых отходов.
Бытовые отходы жилого сектора являются источником от 40 до 60 негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому за рубежом эту фракцию отходов отделяют от остальной их части и подвергают компостированию или метановой ферментации с получением горючего газа. Таким образом, приоритетной задачей при утилизации ТБО может считаться прививка населению культуры цивилизованного раздельного сбора бытовых отходов. Если этого не сделать, то города России утонут в отходах. Это - не разовая задача, которая решается с наскока. Здесь необходима систематическая работа на всех уровнях муниципальной жизни.
Жилищно-коммунальные службы г. Москвы находят рациональный подход к решению подобной задачи. В первую очередь на это направлен муниципальный закон "Об обращении с отходами производства и потребления". В нем, помимо прочего, изложены требования к организации и проведению сбора и утилизации отходов и обеспечению контроля за проведением этих мероприятий.
Административная деятельность в сфере обращения ТБО в г. Перми началась с Концепции обращения с отходами на территории города. В соответствии с ее положениями осуществляются разработки и реализуются организационно- технические решения, направленные на улучшение схемы санитарной очистки города. Наряду с этим создан и постоянно пополняется рынок городских отходов.
В Орловской области осуществляется "Комплексная программа по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов". В ее рамках с 2003 года реализуется региональная (на уровне городов и районов) программа "Отходы". Основная цель программы - предотвращение образования отходов, снижение количества опасных веществ, содержащихся в них, утилизация и повторное использование компонентов ТБО, экологически безопасное захоронение. Эффективность программы всячески поддерживается. Например, в июле 2004г. была проведена областная ярмарка инвестиций. Приоритетная направленность ярмарки - решение экологических проблем. В итоге принято решения о строительстве предприятий по утилизации и переработке бытовых и строительных отходов (стоимость-60 млн. долларов США). Из них 90% выделяет специализированная австрийская фирма. Она же и осуществляет строительство и сдачу объекта. Предусмотрено предварительное извлечение из бытовых отходов металла и отсутствие выбросов, угрожающих окружающей среде.
Судя по многочисленным публикациям, проблема бытовых отходов так или иначе решается во многих городах федерации. И ввиду обширности территории страны и разнообразия хозяйственно - географических и экономических факторов универсального решения проблемы ТБО нет и быть не может. Каждое муниципальное образование должно решать эту задачу, исходя из собственных приоритетов и возможностей.
Тем не менее, имеются положения, которые так или иначе могут быть реализованы в большинстве муниципальных образований. В частности, целесообразно обеспечить включение экологической составляющей производную деятельность жилищно-коммунальных служб (в соответствии с требованиями международных стандартов НСО серии 14000). Работу всех звеньев производственного цикла ЖКХ предлагается оценивать, исходя из этого условия, и учитывать при предоставлении подрядов на техническое обслуживание районов населенного пункта. Обязательным условием следует ставить проведение единой согласованной государственной технической и тарифной политики на уровне отдельного муниципального образования.
Для городов со значительным научным потенциалом, крайне важно было бы обеспечить использование знания и опыта преподавателей вузов, специалистов и студентов в разработке соответствующих программ и проектов. Заинтересованность потенциальных разработчиков может стимулироваться различными условиями, в том числе финансовой поддержкой этих работ и средств городского (или областного) бюджета. К работам может подключаться и частный капитал. При этом предпринимателям могли бы предоставляться определенные льготы со стороны городской администрации. Не исключено, что уровень проектов может распространяться не только на территорию отдельного города, но и на соседние города и поселки с последующим выходом на государственный и межгосударственный уровень. Например, в оригинальных проектах по переработке и ликвидации бытовых отходов заинтересованы микро государства, живущие за счет международного туризма (Сейшельские острова, остров Маврикий и др.) и на территории которых создание свалок ТБО и другого мусора совершенно неприемлемо. Использование для этих проектов отечественного серийного (или уникального) оборудования, несомненно, поддержат предприятия России и Украины.
Очевидно также, что учебные заведения должны быть заинтересованы в заблаговременной подготовке специалистов в сфере обращения ТБО - проектировщиках, эксплуатационниках и специалистах в области экологического менеджмента. Предполагаемый в весьма отдаленной перспективе переход к безотходной цивилизации, уже сейчас требует создания совершенно новой отрасли промышленности, основанной на разработке экологически чистых и экономичных способах утилизации ТБО. Для России это тем более важно, так как страна заметно выделяется по объему и темпам накопления бытовых отходов. Причина высокого уровня их образования практически во всех хозяйственно-промышленных секторах экономики страны объясняется отсутствием до последнего времени заинтересованности предпринимателей в решении заключительной стадии жизненного цикла продукции, весьма низким уровнем развития промышленности вторичной переработки, а также значительной изношенностью основных фондов, что, в свою очередь заметно влияет на ухудшение состояния окружающей среды.
Со свалками и полигонами ТБО тесно связанна и проблема социальной экологии. Имеется в виду проблема общности людей, обитающих на свалках мусора и бытовых отходов. Там или поблизости они находят подобие жилья и - что для них самое важное - работу и питание. Как отмечают газеты и телевидение, все чаще в последнее время к этим деградантам (термин авторов: по аналогии с "мигрантами", "репатриантами" и т.п.) присоединяются люди, быт которых вполне обустроен. Разбирая, отделяя и реализуя отходы, они обретают источник заработка, обеспечивающий приемлемый для них уровень жизни.
Используя долевые оценки Н.М. Римашевской для крупных (Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие) городов и внося некоторые коррективы, можно оценить число деградантов в 0,5-1% от жителей среднестатистического города. Из них около 70% человек - мужчины в возрасте до 45 лет, вполне еще позволяющем полноценно работать. У многих деградантов среднее и среднее специальное образование. Возможно, что у части из них есть и высшее образование. Основная причина, по которой люди попали на "социальное дно" - это утрата работы и/или жилья. Вряд ли они проходят по каким-либо видам государственного учета, кроме, пожалуй, криминального. Тем не менее, с одной стороны, эти люди участвуют в создании прибыли в той сфере, в которой государство только лишь начинает проявлять интерес. Одновременно, эти же люди наносят ощутимый, но почти не учитываемый вред обществу, грабя и разоряя дачи, садовые домики городского населения, расхищая выращенные этим населением фрукты, овощи и другую продукцию.
Несмотря на бедственное положение, деграданты, тем не менее, надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества. То и другое может быть выражено в самых разнообразных формах, в том числе в официальном предоставлении работы на уже знакомых им объектах и создаваемых там предприятиях, в обеспечении хотя бы примитивным (даже почти забытого барачного типа) жильем с элементами бытовой санитарии; с предоставлением приемлемого питания, элементарной медицинской помощью и т.п.
При этом, как подчеркивает Н.М. Римашевская, экономя на помощи деградантам сегодня, общество может потерять в 10-100 раз больше в достаточно близком будущем, столкнувшись с их антисоциальными действиями. Поэтому специалистов-социологов, получивших хотя бы первые навыки работы с людьми "социального дна" целесообразно готовить заблаговременно, наряду с подготовкой ресайклеров.
Статьи по теме:
Вывоз мусора - спорная тема
Эффективный способ вывоза мусора с многоквартирных домов
Мусор, отходы
|
|
|
|