Подробнее
Подробнее
ЖКХ и ТСЖ
О ТСЖ и ЖКХ В Контакте  О ТСЖ и ЖКХ на страницах Facebook  LiveInternet 
  Управление многоквартирным домом, ТСЖ и ЖКХ



Непосредственное управление
Управляющая компания
ТСЖ
ТСН




Красивые подъезды
Видеоролики о благоустройстве дворов




Ремонт и обслуживание
Ресурсоснабжение
Ресурсосбережение
Энергосбережение
Товары и услуги
Специализированное ПО
Разное (статьи о ЖКХ)




Тарифы в ЖКХ
Оплата ЖКУ
Ремонт на этаже




Какая информация Вас больше всего интересует?
Как создать и работать в ТСЖ 92
Как заставить работать УК 106
Как экономить ресурсы в квартире 29
Как экономить ресурсы МКД 7
Как благоустроить двор и подъезд 11
Как наладить отношения с соседями, жильцами МКД 6
Профессиональная информация для специалистов в ЖКХ 37




О сайте
Каталог ссылок
Партнеры


Яндекс.Метрика


Rambler's Top100
 

Водосчетчики



ПОВЕРКА ВОДОСЧЕТЧИКОВ - ЗА И ПРОТИВ

    В последнее время, особенно после принятия "Жилищного Кодекса РФ", очень активно стали обсуждаться вопросы поквартирного учета. Не касаясь общих вопросов водоучета, хо-телось бы затронуть проблему поверки квартирных водосчетчиков.
    Серьезные дискуссии, которые сейчас развернулись и на семинарах и конференциях, и в журнальных и газетных публикациях, и в Интернете, касаются необходимости поверки этих приборов. Здесь преобладают две точки диаметрально противоположные точки зрения: 1) квартирные водосчетчики нужно обязательно поверять; 2) квартирные водосчетчики пове-рять не нужно вообще. Иных вариантов сторонники спора не признают.
    И та, и другая точка зрения на необходимость поверки водосчетчиков так или иначе свя-зана с финансовым интересом сторон. Для владельца водосчетчика поверка - это дополни-тельные затраты на процедуру, которая для него ( или для абсолютного большинства вла-дельцев ) непонятна и затратна. Поэтому большинство жильцов выступали и будут высту-пать против поверки. Массовому потребителю, купившему изделие с паспортным сроком службы 8-10 лет, едва ли кто-то сможет объяснить, почему он должен раз в 4 года демонти-ровать это изделие, отнести его в некую непонятную ему организацию для проведения неких непонятных ему процедур, при этом заплатить сумму, соизмеримую со стоимостью этого изделия.
    Техническая ( метрологическая ) квалификация массового потребителя существенно от-личается от квалификации сотрудника поверочной лаборатории, и пытаться объяснить по-требителю необходимость проведения поверки квартирного водосчетчика - бессмысленная задача. Кроме того, поверка подразумевает только лишь определение соответствия или несо-ответствия водосчетчика приписанным ему характеристикам. При существующем сегодня качестве водосчетчиков значительное их количество при поверке признается непригодными. По информации из разных источников поверку не проходят большинство таких приборов. Так, по данным источников [ 1, 2, 3 ] 60 - 80 % сданных в поверку квартирных водосчетчи-ков признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации.
    Поэтому попытки организации поверки квартирных водосчетчиков всегда ( или, по край-ней мере в обозримом будущем ) будет встречать сопротивление их владельцев.
    Тот факт, что поверку не проходит значительная доля из общего объема водосчетчиков, породил и другую точку зрения - водосчетчики поверять вообще не нужно, процедура по-верки - перекачивание денег от потребителя воды производителю работ по поверке водо-счетчиков; приборы после окончания межповерочного интервала нужно заменять на новые. Такой вариант для потребителя наиболее выгоден.
    А предприятия, проводящие поверку, заинтересованы в максимальном объеме повероч-ных работ. Поэтому их позиция - поверка обязательна, и никакие иные аргументы просто не рассматриваются.
    Таким образом, в настоящее время сложились две крайние позиции: или "за поверку", или "против поверки".
    В чем причина сложившейся ситуации ? Почему водосчетчики в основной массе не про-ходят поверку ? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низ-кое качество приборов, изготовители приборов - на низкое качество водопроводной воды. И те, и другие оказываются правы. Но, кроме вышеуказанных, существует еще целый ряд при-чин, из-за которых возникают проблемы. В целом по месту их происхождения можно разде-лить на следующие группы:

    1. Производство приборов. При подготовке производства изготовитель разрабатывает прибор, выпускает опытную партию, проводит испытания для целей утверждения типа, по-лучает сертификат на прибор, лицензию на право производства. Изделия опытной партии хорошо подготовлены к испытаниям, и весь процесс заканчивается успешным получением лицензии. При организации серийного производства для снижения отпускных цен изготови-тели в ряде случаев начинают использовать более дешевое сырье и комплектующие изделия без входного контроля их качества, в результате качество приборов серийного производства в худшую сторону отличается от качества приборов опытной партии.
    В некоторых случаях производители переходят на "отверточную" сборку из комплек-тующих с неизвестными характеристиками.
    Кроме того, в свободной продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с мар-кировкой известных мировых производителей, со стоимостью на десятки процентов мень-шей стоимости легальной продукции. В последнее время в Интернет-рассылках появились предложения о возможности организации за рубежом производства приборов "под заказ" с логотипом заказчика или логотипами третьих фирм.

    2. Транспортировка, хранение и сбыт. Транспортировка автотранспортом, хранение в неота-пливаемых складах, продажа на открытых рынках в зимнее время при температуре - 20-30 °С приводит к растрескиванию пластмассовых элементов приборов и искажению их показа-ний ( отрицательное воздействие температурных перепадов на показания приборов действи-тельно существует и используется отдельными квартировладельцами, которые перед монта-жом прибора поочередно несколько раз помещают его на несколько часов в морозильную камеру холодильника и на горячую батарею отопления ).

    3. Эксплуатация приборов. Вода в системах водоснабжения далеко не всегда соответствует утвержденным нормативам на водопроводную воду [ 4 ]. Несоответствие рабочей жидкости нормам стандарта приводит к ускоренному износу приборов. Получается, что водосчетчики, предназначенные в соответствии с требованиями своей нормативной документации для из-мерения объема питьевой воды по ГОСТ Р 51232-98, используются для измерения некой субстанции, которая питьевой водой в большинстве случаев не является.
    В системах домового водоснабжения, как правило, отсутствуют устройства регулирова-ния давления. В ночное время при отсутствии водоразбора водосчетчик подвергается воз-действию повышенного давления, в утренние и вечерние часы давление резко падает из-за роста потребления воды. Это циклическое воздействие перепадов давления также ведет к ус-коренному износу ( существование таких перепадов подтверждается тем простым фактом, что течи во внутридомовых сантехнических соединениях возникают, как правило, в ночное время ).
    Изменить процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и не-годными можно только в том случае, когда будут приняты меры по устранению вышеука-занных причин на всех этапах - от производства до эксплуатации, как в техническом, так и в организационном плане. Только применение комплексных мер может привести к коренному изменению сложившейся ситуации.
    Что касается использования результатов поверки применительно к сложившейся ситуа-ции, то в соответствии с [ 5 ]:
    - "органы государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их применения".
    В соответствии с этим органы Ростехрегулирования РФ обязаны корректировать межпо-верочные интервалы приборов. В случае с водосчетчиками - корректировать межповероч-ный интервал в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие ре-зультаты при поверке. И, таким образом, постепенно снижать на них спрос, удалять их с рынка, освобождая место для более качественной продукции.
    При этом массовый охват поверкой всех 100 % существующего парка приборов необяза-телен. Документ Ростехрегулирования [ 6 ] позволяет по разработанной методике проводить выборочную поверку однотипных приборов, на основании результатов которой делать выводы о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов ука-занного типа.

    Таким образом, в сложившейся ситуации замена водосчетчиков на новые после заверше-ния межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка; обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограничен-ном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ ( Центрами стандартиза-ции и метрологии ).


    Литература
    1. Л.Юрчук "Обожглись на счетчике" - "Российская газета - Неделя - Приморский край", № 4714 от 24.07.08.
    2. Н.Бражина "Экономия воды требует жертв - новых расходов", газета "Владивосток", № 2292 от 19.02.08.
    3. П.Олейников "Кому выгодна поверка квартирных водосчетчиков", газета "Промышлен-ные ведомости", № 5-6, 2008 г.
    4. ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества.
    5. ПР 50.2.006. "Порядок проведения поверки средств измерений".
    6. МИ 2293-94. "Методика выборочного контроля метрологических характеристик при экс-плуатации счетчиков холодной и горячей воды".


Каргапольцев Василий Петрович - заместитель директора ООО "ОКБ "Гидродинамика",
610035 г. Киров а/я 2208, ул. Базовая, 3, тел/факс (8332) 703 439, 703 459, 703 789, gidrodinamika.com, kvp-kirov@mail.ru.




забыли пароль? | регистрация




Каталог компаний
ЖКХ на карте
Каталог товаров
Каталог услуг
Доска объявлений
Работа в ЖКХ
Юридическая консультация
Форум




Новости ЖКХ
Решение проблем в ЖКХ
Образцы исков и жалоб
Порталы в помощь
Органы гос. власти
Жилищный кодекс
Издания о ЖКХ
Анонсы изданий
Семинары
Выставки