Собственники жилья, независимо от того, какой способ управления своим домов ими выбран, предпочитают устанавливать индивидуальные приборы учета на каждый вид коммунальных услуг. Соответственно, приборы учета пользуются сегодня бешеной популярностью. Очевидная выгода и экономия средств привлекла огромную массу владельцев квадратных метров в многоэтажных домах по той простой причине, что оплата по установленным муниципальными органами тарифам слишком бьет по карману даже самому экономному пенсионеру. А причем здесь его попытки сэкономить, если от этого ничего не зависит? Экономится в некоторых случаях разве что сам ресурс, потому что есть такие жильцы, которые не потребляют, к примеру, месячной нормы воды. Это часто касается пенсионеров и людей престарелого возраста. Они экономят только расход ресурсов, а деньги вынуждены платить по полной программе. Если не решат установить счетчик.
Сегодня предлагаются счетчики, которые позволяют учитывать потребление каждого из ресурсов: воды, газа, электричества и даже тепла в каждой квартире. Именно о тепловых счетчиках и поговорим далее. Дело в том, что установка приборов учета тепловой энергии не слишком приветствуется коммунальными службами, отвечающими за теплоснабжение. Часто объемы потребления оказываются непредвиденными и непредсказуемыми, а, следовательно, объемы реализации также находятся под большим вопросом. И хотя руководящие лица прекрасно понимают необходимость и рациональность установки приборов индивидуального учета, они не слишком спешат агитировать собственников жилья это делать. В некоторых отдельных случаях дело доходит даже до конфликта, потому что теплоснабжающая организация всеми силами препятствует установке приборов учета, иногда признавая полученные с них показания «несоответствующими действительности».
Почему теплоснабжающая организация старается не допустить оплаты услуг строго по приборам, совершенно ясно. Дело в том, что тариф комплектуется не только из фактической себестоимости определенного количества услуги, но и из ряда сопутствующих расходных статей. Получается, что если собственник будет оплачивать только количество потребленного тепла, то службы ресурсоснабжения могут просто разориться на оплате остальных частей тарифа. Когда для всех установлен единый тариф в зависимости от количества в квартире квадратных метров площади, теплосети предположительно знают, на какую сумму полученных от оплаты средств можно теоретически рассчитывать. Соответственно, этот факт дает возможность теплосетям планировать свои статьи расходов на будущий период. В этом случае потребитель услуги оказывается совершенно не способным повлиять на ситуацию, и вынужден платить столько, сколько установило государство или муниципальные органы. Даже если человек всю зиму не проживал в квартире, он оплатит услуги по отоплению за весь период по полной стоимости. Вот вам очевидная «антиэкономия». В дополнение ко всему, когда оплата не зависит от того, сколько ресурса потребляется, полностью пропадает стимул и желание экономить этот ресурс.
Требуется принятие мудрого решения, которое бы смогло учесть интересы одной и другой стороны. В качестве такого решения может выступать принятая система тарификации, способная сочетать интересы потребителей и поставщиков теплоресурсов. Специалисты предложили разделить тариф на две составляющие, а не рассчитывать его из одного только элементы затрат. Так тариф будет состоять из оплаты за фактически потребленное тепло и за реальную возможность использовать услугу в полном объеме. Такой тариф получил название «двуставочный». Он позволяет даже при уменьшении объема использования ресурса и снижении объема прибыли коммунальной организации поддержать общий баланс в бюджете.
Только в нашем государстве вызывает удивление понятие «двуставочный тариф». Практика его использования в большинстве европейских стран уже внедрена и показали свои положительные результаты. У нас же пока не хватает нормативных положений и законодательных актов, которые бы четко регулировали использование и начисление данного тарифа. Когда законодательство будет готово к регулированию отношений между собственниками жилья и поставщиками услуг по описанному принципу, можно будет и судить о том, является ли данная система тарификации эффективной и стоящей. А без практики и опыта сложно утверждать, имеет ли она право на жизнь?
|