Чтобы четко определиться для себя, что же такое тариф, следует ясно представлять себе разницу между понятиями, которые практически слились уже в одно определение – жилищные услуги и коммунальные услуги. В понятие коммунальных услуг входит совокупность процедур и операций, которые выполняются для того, чтобы предоставить населению все необходимые для нормальной жизнедеятельности ресурсы. Коммунальные услуги представляют собой подачу воды и газа, электричества и тепла, канализационные стоки. Другая группа услуг, которые предоставляются коммунальными предприятиями, - это жилищные. Под ними подразумевается набор действий, которые производятся для обеспечения надлежащего уровня обслуживания и эксплуатации жилого фонда, поддержания в полной функциональности и работоспособности всей инженерной структуры, уход за территорией, прилегающей к дому и находящейся во владении ТСЖ или другой управляющей компании. К жилищным услугам относят также вывоз мусорных отходов, облагораживание участков около подъездов, уборка во дворах, содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей, ну и конечно, проведение ремонтных работ: от косметических до капитальных.
Когда мы получаем квитанции с суммами, необходимыми для уплаты квартплаты, подразумевается, что нам начислена полная стоимость предоставленных услуг коммунальными предприятиями и за использование жилых площадей. Это, одним словом называется квартплата. То, что предъявляется собственникам отдельно за каждый вид поставляемых ресурсов, имеет как раз название «тариф». Если рассматривать в процентном соотношении, то доля затрат на жилищные услуги составляет в общей сложности не более 23% общей суммы квартирной платы. Однако суммы могут колебаться в зависимости от того, каково на текущий к оплате момент состояние жилищного фонда, какие работы необходимо провести, что планируется в будущем периоде сделать, помимо ремонта, возможно, что-то закупить, установить, починить. На эти мероприятия расходы составляются обычно в ТСЖ заранее и вводятся в доходно-расходную смету. Та доля, которая остается от общей суммы, принадлежит коммунальным услугам. На них расчет тарифа ведется специальными комитетами, регулирующими жилищный комплекс, федеральными органами и региональными службами.
Это позволяет сделать вывод о том, что в обязанности и полномочия управляющих компаний, в том числе и ТСЖ, не входит расчет и формирование тарифов первой группы, а также они никак не могут повлиять на размер тарифа второй группы.
Когда происходит формирование какого-либо тарифа на оплату какой-либо определенной жилищной услуги, учитывается множество факторов и экономических показателей. К ним можно отнести расходы на приобретение и закупку материалов, хозяйственный инвентарь специального назначения, оплата труда персонала и исполнительной бригады, размер полагающихся налогов, уплата арендной платы, расходы по статье «управленческие» и некоторые другие. Для начала управляющая многоквартирным домом компания должна определить себестоимость предоставляемых услуг и работ. К этой сумме прибавляются суммы возможных рисков, и все это суммируется с размером планируемой прибыли. В тарифе выделятся также доходная часть, доля которой обычно не более 5% в полной сумме.
Однако доходная часть не ставится главной целью хозяйственной деятельности управляющей компании. То, насколько правильно будет рассчитан тариф, зависит от корректного обоснования с экономической точки зрения, а также от хорошего знания конъюнктуры обслуживаемого сегмента рынка.
Рассмотрев структуру и принципы формирования тарифов на коммунально-жилищные услуги, можно понять, что снижение тарифной ставки возможно, если сократится себестоимость оказываемых работ и предоставляемых услуг. Именно себестоимость представляет собой составную часть в тарифе, которая считается наиболее затратной. В свою очередь, чтобы снижение себестоимости оказалось возможным, необходимо произвести оптимизацию при распределении поставляемых ресурсов. Чтобы это сделать, управляющим компаниям и многоквартирным домам предлагается масса всевозможных решений, которые основаны на современных высокоэффективных технологических достижениях. Плюс ко всему нужно перейти от оплаты коммунальных услуг по общим тарифам к оплате согласно показаниям индивидуальных приборов учета. Уже доказано, что с их помощью можно добиться снижения уровня затрат на оплату коммунальных услуг на целых 20% для каждого вида услуги. Проведенная сегодня процедура оптимизации и внедрения модернизированных средств эксплуатации жилья позволит добиться заметного сокращения затрат уже завтра, а срок окупаемости расходом на ее осуществление составит не более 6 лет.
|