Модератор: Я думаю, что мы… Есть вопросы к выступающему? Тогда переходим к следующему вопросу. Слово предоставляется Талалыкину Владимиру Михайловичу, первому заместителю генерального директора государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Тема выступления «Текущая и перспективная деятельность Фонда по стимулированию энергосбережения при капитальных ремонтах многоквартирных домов». Пожалуйста.
Талалыкин Владимир Михайлович: Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю посмотреть нашу презентацию, которая бы ответила на тему моего выступления. Прежде всего, два слова хотел бы сказать, что так получилось, что Фонд практически сегодня является в определенной степени инструментом продвижения как раз тех мероприятий, которые предусмотрены 261 Законом. Связано это с тем, что параллельно с выходом этого Закона были внесены соответствующие поправки в Закон о фонде, 185 Закон. Где обязательным требованием при подаче заявок на финансирование капитального ремонта и переселения граждан регионы должны представить свои региональные программы повышения энергоэффективности и энергосбережения. Поэтому я уже сегодня об этом говорил на пресс-конференции. Вот эта норма стала серьезным таким стимулом к тому, чтобы в регионах эти программы проводились, чтобы они утверждались, рассматривались и т.д. Есть сложности в этом вопросе, они связаны не только с позиции конкретных исполнителей на уровне регионов. Но вы знаете, что под закон необходимо выпустить порядка 80 нормативных, методических документов, которые уже описывают все процедуры, все действия региональных властей, муниципальных, скажем там, операторов по этой теме. Это большой массив документов, который находятся в разработке и что-то уже сейчас прозвучало про это дело. Тем не менее, это естественно тоже сдерживает в какой-то степени, так сказать, резкое решение этих вопросов. Но с другой стороны я хочу сказать, что, конечно, Закон 261 – это совершенно другой документ по сравнению с тем, который был выпущен в 96 году, который не работал. Поэтому то, что сегодня государство, правительство эту тему поставило на такой уровень серьезный. На наш взгляд, перспективы здесь очень даже положительные. Это говорит о том, что действительно в жилищно-коммунальном комплексе мы должны ожидать серьезных изменений.
Теперь что касается практической и перспективной работы фонда. На самом деле за 2,5 года, которые мы сегодня работаем с регионами, 81 регион из 83 является участниками нашей программы. Я должен сказать, что требование наличия региональной программы энергоэффективности, это такая штука. Значит, с 1 августа ни одна заявка не может быть нами рассмотрена, если такой программы нет. Но с другой стороны до 1 августа достаточно много регионов просто выбрали лимиты своего финансирования. Они к нам просто уже сегодня не придут потому, что мы им все деньги, которые на них были предусмотрены, мы их отдали. Но с другой стороны есть норма в Законе, которая говорит о мониторинге реализации этих условий. Так вот, даже те, кто деньги выбрал прежде 1 августа, при подведении итогов реализации программы по итогам на начало 2011 года, мы естественно потребуем эти программы. Если их не будет, то там довольно серьезные последствия наступают. Я это говорю для тех, кто непосредственно связан с работой в жилищно-коммунальной сфере и связан именно с реализацией программ Фонда. Что касается ситуации, в которой мы на сегодня находимся, естественно мы делали попытки, и какие-то результаты я вам сейчас покажу. Оценки именно этого показателя энергоэффективности, хотя он такой многоплановый.
По существующему эксплуатируемому у нас жилью, т.е. нормы энергоэффективности здания в разрезе различных стран выглядят следующим образом. Что сегодня удельное энергопотребление в России – это где-то 190-210 КВт/час на м2 в год при том, что по нормам Европейского союза это 139 должно быть. Это данные, которые не просто мы где-то в книжках посмотрели, хотя и не без этого, но ряд объектовых обследований, ниже я в этой презентации покажу конкретный дом, показывает о том, что действительно эти цифры такие, какие есть. Т.е. превышение удельного энергопотребления у нас существенно выше.
Структура годовых и тепловых потерь, тоже были проведены в различных регионах. Вот на этом слайде показано, что основные потери – это вентиляция, это ограждающие конструкции – стены, окна, покрытия, перекрытия и т.д. Кстати говоря, они разнятся по различным конструкциям и типам жилых зданий. Мы столкнулись с такой проблемой, что… кстати, сегодня этот вопрос звучал. Как УК, как товариществам собственников жилья определиться с теми проектными решениями, которые должны быть предусмотрены при проведении капитального ремонта с точки зрения цена, качество и достижение результатов энергосбережения. В ряде регионов сделано, на наш взгляд, достаточно разумное принято решение, это проведена группировка жилья по различным типам и созданы типовые решения по ограждающим конструкциям, по перекрытиям, по инженерии и т.д. В частности, в республике Татарстан утверждены альбомы технических решений по различным типам домов, которые просчитаны уже специалистами. Мы понимаем, что УК и ТСЖ довольно трудно в массиве всех предложений выбрать то, которое действительно оптимально с точки зрения определенного лимита средств, которые выделяются. И с точки зрения понимания долговечности и надежности тех решений, которые принимаются. Поэтому, на наш взгляд, эта схема достаточно толковая, и на сегодняшнем этапе она достаточно неплохо работает.
Хотел еще один пример привести. Т.е. мы, наверное, совершенно справедливо говорим, что сегодня уровень профессионализма и, скажем так, квалификации, особенно,в ТСЖ рассчитывать, что он будет высокий, наверное, трудно. Поэтому вопросы подготовки, обучения тех, кто руководит этими организациями, он очень актуальный. Для примера, недавно буквально были в Архангельске, посмотрели ТСЖ, которое по программам Фонда провело ремонт пятиэтажного, шестиподъездный дом. Все сделано с т.з. специалистов, как надо. Мы задали вопрос себе: ТСЖ и довольно такой подход грамотный, профессиональный. Но оказалось практически ответ на вопрос простой. Руководитель ТСЖ женщина, кстати говоря, в прошлом руководитель серьезного промышленного предприятия. Сейчас уже возраст, не работает, но техническая подготовка, понимание экономики, понимание, что такое ремонт, что такое модернизация, подключение тех специалистов, которые живут в этом доме. Среди жителей есть инженеры, есть юристы, есть и экономисты – это позволило решить этот вопрос. Конечно, это частный случай, и сказать, что это будет массово, наверное, пока нельзя. Но сам факт того, что какие требования, что нужно для того, чтобы вот это работало, на этом примере достаточно понятно становится. Так вот, что касается типовых решений, т.е. там есть решения и по стенам, и по перекрытиям, и по инженерии. Вот оценки, которые по отдельным элементам здания, сколько позволяет сэкономить то или иное мероприятие, вкратце на этих слайдах представлено. Утепление фасада до 15% тепловой энергии позволяет экономить. Утепление перекрытий, кровли – 10%, оптимизация инженерии внутридомовой в тех наших конкретных обследованиях до 12% позволяло экономить.
И как я говорил, пример дома в городе Ростове, переулок Беломорский, дом 20. Это все уже реально реализованный проект. Что было до того, как дом пошел на капитальный ремонт, т.е. удельное теплопотребление было около 170 КВт/час на м2 в год, т.е. не соответствовало здание никаким нормативам. В крупном плане здесь представлено, какие мероприятия к чему привели и результат. До приведения, как я сказал, 170 КВт/час на м2, после проведения 70. Затраты на капитальный ремонт составили 12,5 млн. рублей, до капремонта плата за тепловую энергию была 20 рублей/м2, после капитального ремонта около 7 рублей. Но это все доведено, скажем так, до результата, это не просчеты, не прогнозы, это то, что состоялось.
Перейти на выступление:
Алексеев Леонид Викторович - заместитель директора Департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ. Часть 1.
Алексеев Леонид Викторович. Часть 2.
Талалыкин Владимир Михайлович - первый заместитель генерального директора государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Тема выступления «Текущая и перспективная деятельность Фонда по стимулированию энергосбережения при капитальных ремонтах многоквартирных домов» Часть 1.
Талалыкин Владимир Михайлович. Часть 2.
Толстик Алексей Владимирович - директор Департамента инвестиционного проектирования МП «Центр развития государственного и частного партнерства»
Примак Леонид Витальевич - член экспертного Совета Комитета Государственной Думы федерального собрания РФ по строительству и земельным отношениям, доктор технических наук
Скловский Сергей Александрович - Исполнительный директор ООО геолого-геофизической компании. Тема выступления «Тепловая инфракрасная аэросъемка для оценки состояния подземных тепловых сетей»
Михайлов Павел Дмитриевич - начальник отдела «Экономический консалтинг» ООО Центра муниципальной экономики. Тема выступления «Особенности подготовки и практика реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ». Часть 1.
Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 2.
Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 3.
Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 4.
Назад. Регламент форума
|