Модератор: Товарищи, кого заинтересовало выступление Сергея Александровича, вы в перерыве можете подойти, естественно пообщаться. Спасибо. Я хочу предоставить слово Михайлову Павлу Дмитриевичу, начальнику отдела «Экономический консалтинг» ООО Центра муниципальной экономики. Тема его выступления – это «Особенности подготовки и практика реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ». Пожалуйста.
Михайлов Павел Дмитриевич: Спасибо, как заявлено в тематике моего выступления, говорить я буду об основных особенностях разработки реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ. Начну не с жилищного, а начну с коммунального. Это все-таки, наверное, такая более тема, которую мы сегодня обсуждаем, в том числе. С т.з. 261 ФЗ энергосбережения в коммунальных предприятиях. Тогда буду на словах, если у меня не получилось презентации.
Особенности и основные предпосылки разработки программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности коммунальных предприятий, по сути, представлены в трех моментах. Первый – это региональная и муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая достаточно широкий комплекс сфер. В первую очередь, сфер анализируемых в рамках этих программ, там и бюджетные, наверное, учреждения и жилищная сфера, и транспортный комплекс, промышленность и т.д. Но с т.з. коммунальных предприятий основной интерес, который представляют эти программы, заключается в том, что какие могут быть в регионе или в муниципальном… Основные, какие есть подходы, какие требования и предпосылки к тому, чтобы та или иная программа могла быть поддержана, в том числе, в виде софинансирования за счет региональной и муниципальной программы.
Больший интерес с т.з. доработки программы организации коммунального комплекса представляет второй пункт. Это требования к этим программам, которые устанавливаются органом регулирования этой организации. Требования разрабатывались в соответствии с правилами, которые утвердило правительство РФ, Постановление №340. Но здесь, какая есть особенность, по крайней мере, что учитываем мы, когда готовим и региональные программы и муниципальные, когда работаем с предприятиями. Первое – это то, что в таких требованиях должны быть все-таки не просто переименованы те или иные целевые показатели, которые должны анализироваться программами организаций коммунального комплекса, а должны быть именно установлены конкретные значения. Т.е. именно масштаб качественных преобразований в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые необходимо реализовать тем или иным организациям. Здесь предыдущие докладчики говорили, как раз хорошо говорили, что характерно говорил заместитель руководителя Московской юридической компании, что действительно как таковых серьезных стимулов у ресурсоснабжающих организаций может и не быть с точки зрения именно повышения энергоэффективности. Вот как раз в рамках таких требований и могут быть одним из инструментов по реализации этой заинтересованности. Т.е. как заинтересовать организации реализовывать эти мероприятия. А второе, что связано с этими требованиями, по сути, их обязательный характер с той т.з., что когда мы говорим, что, в конечном счете, все мероприятие профинансирует потребитель, профинансирует мероприятие по энергосбережению через производственные инвестиционные программы или через тарифы, или какие-то другие финансовые механизмы. А об этом будем говорить немного позже. Обязательность учета вот этих требований заключается в том, что если программа по организации коммунального комплекса, которая готова к реализации соответствует этим требованиям, соответственно она может быть принята к дальнейшему тарифному регулированию. Если нет, значит, надо ее дорабатывать, чтобы как раз в т.ч. по целевым индикаторам она соответствовала установленному необходимому уровню, в т.ч. необходимому уровню, заданному в муниципальной или региональной программе энергосбережения. А что касается третьего пункта проведения энергетического обследования, да, безусловно, он важный. Но с т.з. разработки программы, наверное, он не столько является критически необходимым, потому что организации уже работают не первый год. Все достаточно подробно знают те проблемы, которые у них есть, по сути, в рамках энергообследования, может быть, действительно какое-то уточнение произведено, но с т.з. формирования мероприятий они не столь критично необходимы.
Если говорить о самой программе энергосбережения, здесь 261 Закон установил тоже требования к структуре этой программы, что она должна включать в себя целевые индикаторы, мероприятия и оценку эффективности мероприятий, заложенных в программу. Вот несколько слов о каждом из этих пунктов. Что касается целевых индикаторов, они как я уже говорил, должны быть заложены в требованиях к этой программе. Пример приведен на слайде. Хороший документ вышел как раз в Министерстве регионального развития, который определяет порядок расчета целевых показателей, включаемых в региональные и муниципальные программы. Они по нему считали, готовили, там есть понятия по показателям. Некоторые технические моменты, связанные с их расчетом, но в целом можно базироваться и на нем. Как раз, возвращаясь к этому, там сказано с т.з. требований к программам. Не только целевые значения, но и естественные механизмы расчетов, чтобы организации и регулирующая ее сторона говорили на одном языке. Чтобы не было, что мы потери включаем тут, а вы в потери включаете тут. Естественно, должен быть единый язык общения и единый механизм расчета. Поэтому это также должно будет включаться в требования.
Что касается мероприятий, здесь я тоже большой Америки не открою. Несколько слов скажу, но здесь тем более, что действительно они закладывались и в сами региональные, муниципальные программы и в требования к программам. Здесь я привел применительно к организациям тепло, водоснабжение, водоотведение. Безусловно, что, например, широко разрекламируемые частотно регулируемые приводы не всегда дают тот заявленный эффект, о котором они говорят. В силу разных причин где-то его уже бесполезно ставить, когда уровень используемой мощности настолько низок – менее 50%, что сами приводы уже не помогут, а надо менять, если грубо говорить, мы говорим о насосе, то сам насос, чтобы его производственный показатель соответствовал потребляемой нагрузке со стороны потребителей.
Перейти на выступление:
Алексеев Леонид Викторович - заместитель директора Департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ. Часть 1.
Алексеев Леонид Викторович. Часть 2.
Талалыкин Владимир Михайлович - первый заместитель генерального директора государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Тема выступления «Текущая и перспективная деятельность Фонда по стимулированию энергосбережения при капитальных ремонтах многоквартирных домов» Часть 1.
Талалыкин Владимир Михайлович. Часть 2.
Толстик Алексей Владимирович - директор Департамента инвестиционного проектирования МП «Центр развития государственного и частного партнерства»
Примак Леонид Витальевич - член экспертного Совета Комитета Государственной Думы федерального собрания РФ по строительству и земельным отношениям, доктор технических наук
Скловский Сергей Александрович - Исполнительный директор ООО геолого-геофизической компании. Тема выступления «Тепловая инфракрасная аэросъемка для оценки состояния подземных тепловых сетей»
Михайлов Павел Дмитриевич - начальник отдела «Экономический консалтинг» ООО Центра муниципальной экономики. Тема выступления «Особенности подготовки и практика реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ». Часть 1.
Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 2.
Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 3.
Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 4.
Назад. Регламент форума
|