Подробнее
Подробнее
ЖКХ и ТСЖ
О ТСЖ и ЖКХ В Контакте  О ТСЖ и ЖКХ на страницах Facebook  LiveInternet 
  Управление многоквартирным домом, ТСЖ и ЖКХ



Непосредственное управление
Управляющая компания
ТСЖ
ТСН




Красивые подъезды
Видеоролики о благоустройстве дворов




Ремонт и обслуживание
Ресурсоснабжение
Ресурсосбережение
Энергосбережение
Товары и услуги
Специализированное ПО
Разное (статьи о ЖКХ)




Тарифы в ЖКХ
Оплата ЖКУ
Ремонт на этаже




Какая информация Вас больше всего интересует?
Как создать и работать в ТСЖ 92
Как заставить работать УК 106
Как экономить ресурсы в квартире 29
Как экономить ресурсы МКД 7
Как благоустроить двор и подъезд 11
Как наладить отношения с соседями, жильцами МКД 6
Профессиональная информация для специалистов в ЖКХ 37




О сайте
Каталог ссылок
Партнеры


Яндекс.Метрика


Rambler's Top100
 

Толстик Алексей Владимирович - директор Департамента инвестиционного проектирования МП «Центр развития государственного и частного партнерства»


Модератор: Спасибо, Владимир Михайлович. Все мы знаем, что поиск источников финансирования для реализации инвестиционных программ, это один из ключевых вопросов. Именно этой теме, это использование такого механизма как государственно-частное партнерство при реализации энергосберегающих проектов посвящено у нас следующее выступление. Прошу Толстик Алексей Владимирович, директор Департамента инвестиционного проектирования МП «Центр развития государственного и частного партнерства». Пожалуйста.

Толстик Алексей Владимирович: Добрый день. Хотелось бы, прежде всего, начать с вопроса об энергосервисе и текущей ситуации вокруг этого инструмента государственно-частного партнерства, как мы ее видим. Понятно, что энергосервис в какой-то степени, энергосервисный договор в понимании 261 Закона задал некую идеологию, некую концепцию, в рамках которой на сегодняшний день возможно движение в направлении и, соответственно, внедрение энергосберегающих технологий во всех сферах. Опять-таки понятно, что для коммерческих заказчиков, для частных заказчиков,  которые не обременены на сегодняшний день ограничениями, которые характерны для государственного сектора. Уже сегодня в таком ручном режиме возможно структурировать  энергосервисные договора. Более того, энергосервис на самом деле в России существует, наверное, с года 1996, когда начали появляться первые энергосервисные компании. Каким-то образом в режиме пилотных проектов эта тематика развивалась. Более интересна, конечно, ситуация  с государственным сектором, с госучреждениями, т.е. со всей нашей социальной сферой и с жилищным сектором. О жилищном секторе предыдущий докладчик достаточно подробно рассказал. Что касается государственного сектора, то конечно, на сегодняшний день объективно те ограничения законодательные, которые существуют в рамках бюджетного Кодекса, в рамках 94 федерального Закона «О государственных закупках» и в рамках Закона «О бюджетных учреждениях», объективно говоря, не позволяют вот эту идеологию, которая заложена энергосервисным договором, реализовывать на практике. Конечно, та реформа бюджетная, которая близится, уже с большой долей вероятности будет проведена, позволит внедрять полноценные энергосервисные контракты. Однако на сегодняшний день мы эту ситуацию видим именно в социальной, государственной сфере именно таким образом. Что касается опять-таки практики и того, какие инструменты на сегодняшний день реально, на наш взгляд, использовать.
Что мы видим из программ энергосбережения региональных? Они содержат два вида, два класса мероприятий. Первый класс мероприятий – это мероприятия, связанные с модернизацией и внедрением тех или иных технологий, не связанных с изменением или влиянием на основной производственный процесс. Т.е. это недвижимость, это жилье, это социальная сфера. Второй класс мероприятий – это мероприятия, которые связаны прежде всего с ЖКХ, т.е. с конкретной модернизацией производственного цикла того или иного коммунального предприятия. По факту получается, что первые мероприятия в большинстве своем, я не говорю о каких-то пилотных проектах, которые есть практически в каждом регионе. В большинстве своем реально планируются  и делаются бюджетные средства потому, что они обладают минимальными сроками окупаемости и, по сути дела, минимальными затратами. Ситуация со вторым направлением работы в сфере энергосбережения, конечно, принципиально иная. По сути дела, если мы говорим про энергосбережение в ЖКХ и, кстати говоря, об энергосбережении в производственной сфере, коммерческой, частной, мы скорее должны говорить о неких… Это направление связано с тем, что первоначальные затраты существенны, и сроки окупаемости опять-таки принципиально отличаются от того же энергосбережения на объекте недвижимости. Поэтому мы в наших региональных центрах то, что мы смотрим и то, что видим реально – это внедрение механизмов государственно-частного партнерства. Начиная с таких простейших, как лизинг и заканчивая долгосрочной арендой с правом реконструкции механизмами концессии, механизмами биоти. Те регионы, конечно, это в основном, объективно говоря, бюджетно-обеспеченные регионы, которые движутся в направлении модернизации и, если можно так сказать. По сути дела, это комплексная модернизация, связанная с повышением энергетической эффективности ЖКХ и сфер обслуживания населения. Они двигаются как раз в этом направлении. Что важно отметить, что вообще в целом сфера государственно частного партнерства, не говоря уже об энергосервисе, достаточно не понятна. Если по инструментам биоти, инструментам концессии, инструментам долгосрочной аренды с правом реконструкции есть прецеденты и есть в большей или меньшей степени рыночные прецеденты реализации инвестиционных комплексных проектов по, соответственно, модернизации. То по энергосервису это, конечно, только первые пилотные проекты, зачастую они имеют не тиражируемый характер, хотя уже в этом направлении, благодаря усилиям, прежде всего, Министерства экономического развития, Министерства регионального развития становится все более системным механизмом. Однако, повторюсь для случаев, когда сроки окупаемости 10-15 лет, соответственно и основные мероприятия связаны с принципиальным обновлением производственных фондов, на наш взгляд, более приемлемы механизмы государственно-частного партнерства, такие как концессия, соглашение биоти и даже долгосрочная аренда, хотя в меньшей степени.
Что еще хотелось бы отметить, не отнимая много времени, что очень важно в этой ситуации, которую сейчас проходит рынок. А рынок, если говорить языком 261 Закона, он проходит стадию разработки программы энергосбережения и проведения энергетических обследований. Очень часто вот этот процесс, прежде всего, заказчиками не увязывается с последующим этапом внедрения тех мероприятий, которые разрабатываются в ходе подготовки программы энергосбережения. Соответственно, проведение энергетического аудита, т.е. зачастую, говоря простым языком, сводится просто к формальному выполнению 261 ФЗ. При этом надо понимать, что когда мы говорим о бюджетном секторе, о государственном секторе, то зачастую некачественно проведенный аудит и, соответственно, разработанная программа на первом этапе в последующем создаст очень существенные сложности в виду элементарного бюджетного законодательства и того, что на это уже потрачены бюджетные средства. Их запланировать повторно будет сложно, для этого надо будет проводить обоснование. Опять-таки мы все знаем о том контроле, который выстроен за расходованием бюджетных средств. Очень важно, чтоб сейчас вот эти два блока мероприятий, конечно, не расходились, уже изначально согласовывались с теми потенциальными инвесторами, потенциальными операторами. Инвесторами – имеется в виду операторами, и финансовыми институтами, которые впоследствии должны финансировать эти мероприятия именно на стадии внедрения. Вот эта комплексность, если говорить о ЖКХ, второй небольшой вывод: она, конечно, обеспечивается только благодаря работе на месте и с ведением интересов целого ряда структур. Т.е. это полноценные государственно-частные проекты, которые зачастую в рамках административной системы, которая действует в том или ином регионе, конечно, сделать достаточно сложно. Мы знаем государственные частные проекты – Пулково, крупнейшие, если говорить, это проекты, которые требуют для взаимодействия до 100 участников в течение срока его реализации, подготовки до проведения конкурса. Для принципиальной модернизации именно ЖКХ и внедрения энергосберегающих мероприятий в ЖКХ эти программы региональные должны предусматривать некие институты на уровне региона, которые целенаправленно будут заниматься реализацией конкретных, для начала пилотных, а далее тиражируемых проектов в ЖКХ каждого конкретного региона на основе механизмов государственно-частного партнерства. Т.е. в целом система нам видится, центру развития государственно-частного партнерства как энергосервис большой потенциал для жилищной сферы соответственно и социальной сферы, и работы на объектах недвижимости, в первую очередь. И инструменты государственно частного партнерства, которые параллельно развиваются не только для энергосбережения, но в целом как некая система, как некий институт в России для сферы ЖКХ и, конечно, производственной сферы в целом, даже не связанной с оказанием государственных услуг. Спасибо за внимание, если будут вопросы, с радостью отвечу.

Перейти на выступление:

  • Алексеев Леонид Викторович - заместитель директора Департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ. Часть 1.
  • Алексеев Леонид Викторович. Часть 2.
  • Талалыкин Владимир Михайлович - первый заместитель генерального директора государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Тема выступления «Текущая и перспективная деятельность Фонда по стимулированию энергосбережения при капитальных ремонтах многоквартирных домов» Часть 1.
  • Талалыкин Владимир Михайлович. Часть 2.
  • Толстик Алексей Владимирович - директор Департамента инвестиционного проектирования МП «Центр развития государственного и частного партнерства»
  • Примак Леонид Витальевич - член экспертного Совета Комитета Государственной Думы федерального собрания РФ по строительству и земельным отношениям, доктор технических наук
  • Скловский Сергей Александрович - Исполнительный директор ООО геолого-геофизической компании. Тема выступления «Тепловая инфракрасная аэросъемка для оценки состояния подземных тепловых сетей»
  • Михайлов Павел Дмитриевич - начальник отдела «Экономический консалтинг» ООО Центра муниципальной экономики. Тема выступления «Особенности подготовки и практика реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ». Часть 1.
  • Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 2.
  • Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 3.
  • Михайлов Павел Дмитриевич. Часть 4.


  • Назад. Регламент форума








  • забыли пароль? | регистрация




    Каталог компаний
    ЖКХ на карте
    Каталог товаров
    Каталог услуг
    Доска объявлений
    Работа в ЖКХ
    Юридическая консультация
    Форум




    Новости ЖКХ
    Решение проблем в ЖКХ
    Образцы исков и жалоб
    Порталы в помощь
    Органы гос. власти
    Жилищный кодекс
    Издания о ЖКХ
    Анонсы изданий
    Семинары
    Выставки