Модератор: Следующее слово будет предоставлено Вайнберг Аллен Анне Львовне, президенту международного объединения «Солев». Тему доклада сами озвучите. У нас осталось еще 5 выступающих, поэтому мы по 10 минут и до 18:00 постараемся завершить. А вопросы уже будем задавать во время вечернего приема.
Вайнберг Аллен Анна Львовна: Добрый день! Меня попросили быть краткой и по возможности сосредоточиться на практических примерах. Поэтому я последую предложенному варианту. Сначала, все-таки, разрешите мне сказать пару слов, что такое государственно-частное партнерство и как мы его понимаем. Ну, прежде всего, надо сказать, что государственно-частное партнерство - это один из видов проектного финансирования. Проектное финансирование отличается от обычного инвестиционного кредитования тем, что источником возврата средств является сам проект. А, следовательно, предъявляются повышенные требования к качеству проработки проекта. Вы не можете, если очень крупное предприятие, какие-то очень крупные заемщики, с которыми нет вопросов, не знаю, там государство, Газпром и так далее, то иногда они просто берут деньги без глубокой проработки, а потом выйдет, не выйдет, разбираются позже. Вот, в частности, представитель Академии наук с грустью рассказывал о том, что это довольно часто происходит с концессиями, которые прерываются, не выполняются, и так далее, и так далее. Причиной этого является неглубокая проработка проекта. Проекты проектного финансирования и также государственно-частного партнерства вовлекают очень большое количество участников. Это часто муниципальные и государственные образования, это и поставщики оборудования, это и управляющая компания, это юридические фирмы, которые обеспечивают подготовку всего пакета документов, это банки. Как правило, это не один банк, это несколько банков. Это целый, целый ряд участников. Как правило, здесь не применяются новые технологии, то есть, нет риска, связанного с венчурными проектами. С другой стороны, это, как правило, крупные инвестиции и есть всегда опасность превышения сроков строительства, недофинансирования, проблем с наладкой оборудования, запуска и так далее. То есть, такой проект требует глубочайшей проработки. Вы должны посчитать эффективность проекта, вы должны просчитать все риски, должны просчитать валютные риски, и только когда это все сверстано, вы можете реально идти за финансированием с тем, что требует очень-очень большой подготовки, очень большого внимания к управлению проектом. Это первое, что я хотела сказать. Я не буду вдаваться в детали, учитывая сроки. Учитывая, что я уже проговорила 3 минуты из отведенных мне 10. Поэтому остальные оставшиеся 7 минут я хочу посвятить трем конкретным примерам. Это все примеры живые, они происходят в различных регионах Российской Федерации, с различными государственными банками Российской Федерации. Ну, госбанки это первые четыре, скажем, ВЭБ, Газпромбанк, и там еще парочку. Или происходит по схеме экспортно-кредитного финансирования. Этих примера три, они касаются двух сфер. Это сфера переработки твердых бытовых отходов. Не секрет, что это одна из самых болезненных точек в Российской Федерации. Я посмотрела карту полигонов только по московской области, она внушает ужас. А если мы посмотрим регион, например, Дагестан, где город Махачкала зажат горами, там просто негде делать полигоны, то там это становится национальным бедствием. То есть, одна такая болезненная точка, с которой половина регионов сталкиваются, там и Москва, ну и все – это твердые бытовые отходы. Вторая – это когенерация. Тоже есть большая необходимость в когенерационных установках. Как правило, они небольшие, но часто это накрывает, те проекты, где мы вовлечены и вовлечены наши друзья, партнеры, накрывает целую область. То есть, это проекты довольно крупные. Если ПТБО небольшой проект, если его тщательно упаковать, можно рассчитывать 80-100 миллионов долларов или евро, то по когенерации это где-то 300 миллионов евро, 500 миллионов евро. То есть, это довольно крупные проекты. Общеизвестно, что в настоящее время российские банки не финансируют проекты более 200 миллионов долларов, как правило. Есть исключения, но эти исключения все связаны с ВЭБом, ну, иногда может быть еще какой-то из госбанков. Главным источником финансирования все-таки является долговое кредитование, как правило, оно покрывает от 70 до 80 % стоимости проекта. Таким образом, круг источников этого долгового кредитования, он очень узок. Это 4 госбанка, фактически это 2, и экспортно-кредитные схемы. Когда мы говорим о проектном финансировании, то обычно главная проблема это не получить долговое кредитование, это найти собственные средства. Здесь ситуация все-таки наоборот. То есть, главной проблемой является долговое кредитование. Кроме пары крупнейших банков, которые этими вопросами, я бы не сказала, активно занимаются, но, во всяком случае, рассматривают этот вариант, остальные схемы связаны с экспортно-кредитными агентствами. Наиболее активное экспортно-кредитное агентство в России это немецкое «Гермес» и агентство стран Восточной Европы, то есть, Чехия, Польша, Словения, ну и еще там парочку. Как мы знаем, основной задачей экспортно-кредитных агентств является не решение проблем Российской Федерации или какой-то другой страны, в которую вкладываются деньги, это является поддержка собственных производителей оборудования. Если мы говорим о проектах, которые финансируются за счет долгового кредитования российских банков, ну, например, ВЭБ, Газпромбанк, в качестве примера, то там нет жесткой привязки к производителю оборудования. Если проект идет под экспортно-кредитное агентство, то, во всяком случае, инжиниринговая компания, которая будет генподрядчиком по проекту, она обязательно будет, либо инжиниринговая компания, либо иногда производитель оборудования, которые будут обеспечивать проект под ключ, будут обязательно из той страны, чье экспортно-кредитное агентство будет предоставлять финансирование. Поскольку сейчас мы сталкиваемся с понятием единой Европы, то, как правило, вернее всегда нет жесткого требования, чтобы оборудование шло только из одной отдельно взятой европейской страны. Оно может идти из целого ряда стран, но, тем не менее, агрегатором является соответственно инжиниринговая компания или производитель оборудования этой страны. Данный производитель оборудования является и основным лоббистом собственных банков и собственного экспортно-кредитного агентства, которое уже предоставляет кредит соответствующему проекту, либо в Российской Федерации, либо в Украине. Мы сегодня говорим именно о Российской Федерации. Что касается собственных средств, то бывает два их источника. Один - это бывает бюджет региона, который иногда предоставляет 15-20% необходимых собственных средств, или второй более сложный, но тоже в нашей практике встречается - это когда собственные средства дает сам производитель оборудования. Как правило, они даются, предположим, 10% может быть дано в качестве действительного вложения собственных средств (мезонинный кредит), 10% в качестве товарного кредита, то есть, отсрочки платежа. Я вам просто рассказываю некое попурри из реальных проектов. Некоторые из них уже осуществлены, некоторые близятся к финансированию, то есть, в ближайшие месяцы. Таким образом, финансирование обеспечивается либо регионом, либо производителем оборудования. Почему это не просто проектное финансирование, а государственно-частное партнерство? Где выступает государство? Государство обычно в лице региональных властей дает гарантии. Эти гарантии бывают разных видов. Первое, когда проект осуществляется по схеме build- own-operate-transfer, то есть, строю-владею-управляю-передаю. Государство дает гарантию выкупа, гарантию обратного выкупа. То есть, скажем, в течение 10-12 лет государство, в частности регион Российской Федерации, выкупает построенный объект. Это применяется в обоих вариантах и, например, при строительстве завода по переработке твердых бытовых отходов и в схемах когенерации. Вторая схема, она, в общем-то, связана с первой, это когда государство гарантирует определенные тарифы, гарантирует, что все платежи пойдут на специальный счет специальной управляющей компании в банке, который и будет обеспечивать выплату долговой нагрузки на проект. Как правило, дается обязательство.…Сколько у меня еще минут?
Модератор: Уже все. Заканчивайте!
Вайнберг Аллен Анна Львовна: Хорошо, тогда заканчиваю. Дается обязательство, что эти выплаты пойдут в первую очередь. Наконец, третий вариант гарантии это просто госконтракт. Это чаще всего применятся, например, для больницы. Это не совсем тема сегодняшнего разговора, но также это применяется и в сфере ЖКХ. Это когда государство просто дает, скажем, бюджет закладывается на год, но на 10 лет подписывается госконтракт, что регион дает обязательство выплаты в течение 10 лет. Вот это, на самом деле, те три вида гарантии, которые используются и которые применяются. Они принимаются российскими банками, принимаются банками при экспортно-кредитных агентствах. Существует несколько специально созданных компаний в Восточной Европе, которые специально работают с экспортно-кредитными агентствами под данную схему. Ну, наверное, я не буду сейчас много распространяться. Если у кого-то есть конкретные вопросы, подходите. И просто хотелось закончить следующей мыслью. Это все не теория, это практика. Это уже пошло в жизнь, и те, у кого есть реальные проекты и реальное желание их реализовывать, потому что это колоссальный объем работы, все возможности для этого уже созданы. Дело только за инициативными людьми и регионами. Спасибо!
Перейти на выступление:
Вихтюк Олег Викторович. О создании и функционировании управляющих компаний. Часть 1.
Вихтюк Олег Викторович. Часть 2.
Офрихтер Евгений Григорьевич - банкир Европейского банка реконструкции и развития. Часть 1.
Офрихтер Евгений Григорьевич. Часть 2.
Офрихтер Евгений Григорьевич. Часть 3.
Некрасов Борис Евгеньевич - представитель Международной финансовой корпорации. Часть 1.
Некрасов Борис Евгеньевич. Часть 2.
Миняев Илья Евгеньевич. О опыте IFC при работе с жилым сектором.
Варнавский Владимир Гаврилович - ведущий научний сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, член рабочей группы по государственно-частному партнерству европейской экономической комиссии ООН, доктор экономических наук.
Серков Алексей Владимирович - адвокатское бюро «Серков и партнеры». Тема доклада «Судебная практика по искам потребителей к энергоснабжающим организациям». Часть 1.
Серков Алексей Владимирович. Часть 2.
Вайнберг Аллен Анна Львовна - президент международного объединения «Солев».
Антипов Константин Алексеевич. О практическом опыте реализации проектов установки приборов учета в многоквартирных домах с использованием внебюджетных источников финансирования в соответствии с положением 261 Федерального Закона. Часть 1.
Антипов Константин Алексеевич. Часть 2.
Шапиро Михаил Александрович - генеральный директор ООО «Данфос». Часть 1.
Шапиро Михаил Александрович. Часть 2.
Лобанов Сергей Маратович - директор филиала «Челябинские тепловые сети», город Челябинск.
Белый Александр - менеджер проекта ПРООН ГЭФ - Программа развития ООН Глобальный экологический фонд, устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения на примере Казахстана. Часть 1.
Белый Александр. Часть 2.
Белый Александр. Часть 3.
Назад. Регламент форума
|